Культура

Кино недели: «Аббатство Даунтон» Майкла Энглера

У всех англофилов и любителей первоклассных сериалов праздник: на экранах кинотеатров — полнометражное продолжение «Аббатства Даунтон».

В фильме есть все, за что мы обожаем этот сериал: душевность, уют, традиции и, конечно, красивые наряды.

После премьеры на фестивале «Новое британское кино» о фильме «Аббатство Даунтон» стали говорить как о седьмом сезоне сериала, упакованном в два часа экранного времени. В общем-то, так оно и есть, и это замечательно: никаких длиннот, которыми грешит почти любая телевизионная продукция, даже самая качественная, все четко и по делу, и при этом достаточно размеренно — в атмосферу, знакомую по сериалу, погружаешься с первых же кадров.

Что же это за атмосфера? Для тех, кто не смотрел шоу британского канала ITV, расскажем. Это атмосфера богатого поместья в провинциальной Англии первой трети XX века. В «Даунтоне» обитает аристократическое семейство Кроули и их многочисленные слуги. В основе построения сериала лежит принцип равноправия: хотя с социальной точки зрения персонажи, разумеется, не равны, каждому из героев, будь то глава семейства или кухарка, уделяется равное количество экранного времени. Кстати, придумывать живых, интересных, неоднозначных персонажей, которым невозможно не сопереживать и которые будут с течением времени раскрываться все сильнее, британские кинематографисты умеют чуть ли не лучше всех в мире. Проблемы героев могут быть абсолютно разного характера: от бытовых до экзистенциальных, и каждая из них, опять же, одинаково важна для авторов и зрителей. Одними из центральных, конечно, являются любовные линии, и страсти в жизни британцев творятся нешуточные — «Санта-Барбара» почти отдыхает. Но чувство стиля и меры никогда не подводит авторов сериала, придуманного Джулианом Феллоузом.

Действие полнометражного сиквела сериала, снятого одним из постановщиков «Аббатства Даунтон» Майклом Энглером, разворачивается в 1927 году. Все главные актеры шоу, начиная от Мишель Докери и заканчивая Мэгги Смит, конечно же, на месте. Синопсис обещает крайне остросюжетную историю: в Даунтон с краткосрочным визитом должен прибыть король Георг V с супругой королевой Марией, и внезапно выясняется, что кто-то планирует в это время совершить покушение на монарха. По факту оказывается, что эта сюжетная линия в лучших традициях сериала — лишь одна из множества, не более и не менее значимая, чем другие. Уже в середине картины этот конфликт будет разрешен. Что же еще волнует местных жителей? Как отстоять честь аббатства, то есть устранить прибывших с королевской четой слуг и организовать праздничный ужин собственными усилиями, как и планировали изначально? Кто крадет дорогие вещицы, принадлежащие семейству Кроули? Стоит ли продолжать содержать огромное имение или в этих хлопотах уже нет никакого смысла — лишь постоянное волнение? Как сделать так, чтобы родственница (Имельда Стонтон) завещала свое наследство, как и положено, патриарху семейства Роберту Кроули, а не своей экономке (очаровательная Таппенс Мидлтон, известная по работам сестер Вачовски)? И когда, в конце концов, привезут шикарное платье для королевского бала? О нет — оно оказалось не того размера.

И авторы «Аббатства Даунтон», и его зрители сходятся на том, что любовь к этому не имеющему, пожалуй, аналогов кинороману строится на его полной оторванности от суровой действительности сегодняшнего дня. Мы растворяемся в мире этого сериала и словно засыпаем сладким сном, который, конечно, иногда оборачивается кошмаром, но все же никогда не оказывается страшнее реальности. Это пространство утешительной утопии, и, входя в него, как герои Клайва С. Льюиса входили в платяной шкаф, мы попадаем в сказку. «Аббатство Даунтон» — «Гарри Поттер» начала XXI века для выросших, но не расставшихся с романтическими мечтами детей.

Помимо этого уюта в новом «Аббатстве Даунтон» есть и месседж, что интересно, несколько отличающийся от идеи сериала: последний фокусировался в том числе и на том, как обитатели поместья реагировали на происходящие в мире изменения, от которых в конечном итоге никуда не деться. Создатели картины задаются другим вопросом: существуют ли вещи, которые должны остаться неизменными? Ответ — да. И речь не только о принципах, которым подчиняется жизнь британских монархов, но и о принципах, по которым существует аристократия. Мы уже научились сочувствовать, например, Елизавете II благодаря фильму «Королева» и сериалу «Корона», демонстрирующим, насколько несвободны монархи. В «Аббатстве Даунтон» выбор в пользу чести короны, а не личного счастья делает принцесса Мария — потому что это правильно. Представители семейства Кроули, конечно, не скованы правилами в той же степени, что и королевская семья — да и нарушать их они умеют отменно — главное, проявить смекалку. Но и они во многом зависимы от своего положения, и их усилия по сохранению родового гнезда достойны сопереживания. Ведь они стараются не только для себя: аббатство Даунтон должно стоять вечно, чтобы и мы, утомленные жизненными невзгодами, могли вернуться туда, когда пожелаем.

22 ноября 2019
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура