Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

 
Мария Смирнова
Все статьи автора
Мария Смирнова

На 90-й церемонии вручения премии «Оскар» лучшим анимационным фильмом была признана «Тайна Коко» — трогательная история о том, как мальчик в царстве мертвых нашел ответы на вопросы, которые мучили его в мире живых.

 
 
Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получи...

Рассказываем, за что фильм Ли Анкрича получил награду и почему на него обязательно стоит сходить, если вы еще не успели этого сделать.

Мигель Ривера живет в большой и любящей семье в мексиканской глубинке. У него есть родители, братья и сестры, бабушка и даже прабабушка — та самая Коко, имя которой вынесено в название фильма. Коко пребывает в глубокой деменции и, на первый взгляд, едва ли помнит, как много лет назад отец оставил их с матерью в погоне за желанием стать известным музыкантом. С тех пор музыка в доме Ривера — под строгим запретом. Вместо того чтобы петь и бренчать на гитарах, они из поколения в поколение занимаются производством обуви.

Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

И только Мигель втайне нарушает эту традицию: забравшись на чердак, он бесконечно пересматривает записи культового певца и актера Эрнесто де ла Круса, на которого мечтает быть похожим. Мальчик и не подозревает, что ему предстоит встретиться с кумиром: в День мертвых, отмечающийся в Мексике в начале ноября, он случайно попадет в загробный мир, где узнает истинную цену семейным преданиям.

Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

Накануне выхода «Тайны Коко» на экраны режиссера Ли Анкрича раз за разом спрашивали, зачем снимать еще один анимационный фильм о Дне мертвых: в конце концов, в 2014 году мы все уже посмотрели «Книгу жизни» Хорхе Гутьерреса. Ничего оскорбительного в этом вопросе, на первый взгляд, нет, но в нем скрывается подтекст, не совсем понятный тому, кто живет в России и мало что знает об истории отношений между Мексикой и США. Влияние мексиканской культуры на североамериканскую очень велико, и даже десять фильмов о Дне мертвых не могли бы исчерпать в этом смысле лимита.

Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

Кроме того, важно понимать, что новая миграционная политика Дональда Трампа серьезно бьет по ближайшему географическому соседу. Так что присуждение главной премии года именно «Тайне Коко» отчасти можно считать оплеухой, которую кинематографисты изящно отвесили президенту. С другой стороны, в шорт-листе «Оскара» у фильма Анкрича серьезных конкурентов, в общем-то, и не было. «Фердинанд» и спродюсированная Анджелиной Джоли «Добытчица» тоже хороши, но размах не тот. «Тайна Коко» — абсолютное торжество цвета и звука вкупе с бездной смысла. Впрочем, времена, когда при обнаружении последней в мультфильмах люди удивлялись, вроде бы уже прошли.

В обзорах «Тайны Коко» часто встречается утверждение, будто фильм посвящен главным образом идее принятия смерти. Но это не совсем так. Конечно, большую часть времени мы проводим в загробном мире, а персонажей, обтянутых кожей, в «Тайне Коко» на порядок меньше, чем скелетов разной степени костлявости. Но никому из них не приходится разбираться с дилеммой, принимать смерть или нет. Одни уже находятся в царстве мертвых, другие ни на секунду не сомневаются, что рано или поздно туда попадут. В их культуре День мертвых — праздник скорее не грустный, а веселый, с парадом, танцами и угощением.

Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

Увидев на кладбище своих давно почивших предков, Мигель пугается скорее потому, что это произошло неожиданно, но страх его быстро улетучивается — и вот он уже чувствует себя в потустороннем мире как рыба в воде. Да и вернуться назад он не то чтобы отчаянно стремится: мальчик, конечно, понимает, что ему нужно поступить так, а не иначе, но увидеть своего предка он хочет в первую очередь для того, чтобы ощутить причастность к легендарному музыканту.

Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

Строго говоря, Ли Анкрич не дает нам обнадеживающего ответа на вопрос, есть ли жизнь после смерти: как мы скоро узнаем, из царства мертвых тоже можно исчезнуть в неизвестном направлении, если о тебе забудут. Буквально: прах станет прахом. Так что действительно имеет значение вовсе не смерть или ее отсутствие, а память. Не зря же главная песня фильма, которая, кстати, тоже получила своего «Оскара», называется Remember Me.

В конце 1960-х годов культовый советский психолог и популяризатор науки Александр Лурия опубликовал любопытнейшее исследование под названием «Маленькая книжка о большой памяти». В нем он рассказал о том, как на протяжении тридцати лет изучал феномен Соломона Шерешевского — мнемониста, который быстро и безошибочно запоминал огромные объемы самой разной информации: начиная с математических формул и заканчивая фразами на иностранных языках.

В свою очередь, «Тайно Коко» — маленький фильм о большой памяти. О ловушках, в которые она нас заманивает. Об успокоении, которое она нам дарит. О том, как пронесенная через поколения семейная традиция на деле оказывается травмой. О том, как ложные воспоминания создают ложных кумиров. О том, что семья есть у человека до тех пор, пока он помнит своих родных.

Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»

Конечно, «Тайна Коко» снята по всем канонам голливудского сторителлинга: в ней есть и обаятельный герой-трикстер, и многочисленные, головокружительные взлеты и падения основной сюжетной линии, и запоминающиеся эпизодические персонажи — вроде Фриды Кало или нелепого лысого пса по имени Данте. Этот фильм — не в последнюю очередь очень качественный коммерческий продукт. Но вместе с тем в нем нет ни одной фальшивой ноты. Ни единого лишнего слова. А самое главное — ни одного перегиба в стремлении выжать из зрителя слезу, даром что в центре внимания создателей «Тайны Коко» оказалась тема сложная и грустная. И неслучайно в оригинале фильм называется просто «Коко». Потому что нет никакой тайны, а есть только любовь.

 

 

 

Мария Смирнова для раздела «Культура», опубликовано: 6 марта 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Леонид Барац из «Квартета И» — о самоцензуре, дефиците общения, российском футболе и любимой музыке
Эксклюзив Posta-Magazine: модель Даутцен Крус — о любимом белье, новой сексуальности и своих ритуалах красоты
PROБаланс: Сати Казанова — о пользе круп и о том, как их готовить
Авто с Яном Коомансом. Audi RS4: дружелюбные мускулы
Skip-care: новый корейский тренд в уходе за кожей
Основатель Национальной ресторанной премии Wheretoeat Ирина Тиусонина — о региональных амбициях и всесилии шеф-повара

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.