Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнева

 
Анастасия Гладильщикова
Все статьи автора
Анастасия Гладильщикова

— кинокритик, журналист


В прокат выходит «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева — сиквел культовой картины Ридли Скотта. Самый ожидаемый фильм осени (а возможно, и года) выдерживает сравнение со своим именитым предшественником: он столь же визуально совершенен и столь же любопытен с точки зрения идей.

 
 
Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

С «Бегущим по лезвию 2049» канадский режиссер Дени Вильнев окончательно вошел в высшую лигу кинопостановщиков.

Не собравшего больших денег в прокате, но ставшего культовым «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта считают первым фильмом в жанре «киберпанк» — по сути, антиутопии о довольно депрессивном будущем человечества, к которому, возможно, приведет технологический прогресс. Все это сочетается еще и с атмосферой неонуара, где невеселый сыщик ведет расследование и встречается с роковой женщиной.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

Картина 1982 года, снятая по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», рассказывает о постапокалиптическом мире 2019 года, где созданных для выполнения сложной или неприятной работы человекоподобных киборгов-репликантов в случае бунта отлавливают специальные сотрудники полиции — «бегущие по лезвию». В ней герой Харрисона Форда Рик Декард должен был поймать сбежавших из внеземной колонии репликантов, которые стремились встретиться со своим создателем и заставить его продлить срок их существования — всего четыре года. Попутно Декард влюблялся в Рейчел, героиню Шон Янг, искусственная природа которой для нее самой станет внезапным открытием.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

Режиссер спродюсированного Ридли Скоттом сиквела Дени Вильнев очень просил рецензентов не разглашать детали сюжета, но одна подробность понятна даже зрителям трейлера: Рик Декард все же человек — персонаж Харрисона Форда постарел. А ведь Скотт уверял, да и режиссерская версия 1992 года вполне явно намекала, что он машина. То, что новый главный герой Кей (Райан Гослинг)— «бегущий по лезвию» в Лос-Анджелесе 2049 года — киборг, также понятно уже на первых минутах картины.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

Признаюсь: когда я, готовясь к показу фильма Дени Вильнева, села пересматривать оригинального «Бегущего по лезвию» 1982 года, то в какой-то момент стала засыпать: было поздно. В полусне я видела не единорога, как герой Харрисона Форда, а кинообразы, которые внезапно появлялись перед глазами и столь же стремительно исчезали в темноте, уступая место другим. Логические связи между событиями терялись, но кадры завораживали. Живые игрушки-репликанты бродили по таинственному старинному жилищу генетического дизайнера, неоновые вывески лос-анджелесского Чайна-тауна будущего соблазняли заглянуть внутрь, человек с птицей на голове пропадал из поля зрения, так и не рассказав своей истории, «женщина со змеей» в прозрачном дождевике умирала, пробивая стеклянную витрину. Новый сериал по мотивам рассказов великого фантаста Филипа К. Дика называется «Электрические сны Филипа К. Дика», и это название очень точно передает суть «Бегущего по лезвию». Нет, это, конечно, не мир Дэвида Линча, и причинно-следственные связи здесь в основном работают, но даже если вы чрезвычайно бодры, фильм затягивает вас в омут одновременно прекрасных и страшных сновидений, выныривать из которого не хочется. В конце концов, давно известно, что лучшие фильмы в истории кинематографа транслируют грезы их авторов.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

«Бегущий по лезвию 2049» в этом смысле отчасти даже превзошел своего предшественника: новые технологии позволяют воплощать на экране любые фантазии, тем более если у руля такой выдающийся оператор, как Роджер Дикинс. Так, теперь огромная голографическая девушка может спуститься к вам с небес, то есть сойти с рекламы на небоскребе освещенного искусственным светом, промозглого и вечно дождливого города. Кстати, естественное освещение, хоть и тусклое, которого не было в старом фильме, в новом появилось, как появились и другие локации, например Лас-Вегас. В 2049-м город превратился в безлюдную пустыню, где даже воздух приобрел оранжевый оттенок, а редкого путника испугает замершая в немом крике скульптура в виде головы, напоминающая одновременно работы Константина Бранкузи и Эдварда Мунка.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

«Ты никогда не улыбаешься», — слышит в свой адрес немногословный герой Райана Гослинга Кей. Но как можно улыбаться, если мир стал бесплодным (единственное найденное дерево и то мертво), мрачным и холодным, а твоя девушка (Ана де Армас) — цифровая проекция. Впрочем, последнее для Кея не представляет такой уж большой проблемы — для него важнее ментальная близость, чем физическая.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

В первом «Бегущем по лезвию» были предсказаны многие реалии современности — продолжение Вильнева, в свою очередь, показывает вполне возможное развитие событий ближайшего будущего. Например, предполагает, что однажды все электронные данные могут просто пропасть, почти полностью стерев прошлое. Парадоксальна, но весьма реалистична идея о том, что в один прекрасный день оппозиция «человек — робот» сменится на «робот — цифровой человек», а на самом деле все противопоставления вообще сотрутся. Отвечая на вопрос «Что такое человек?», авторы картины говорят: «Это тот, кто может ощутить на своей ладони снег». Или хотя бы просто увидеть его и почувствовать от этого бесконечную радость.

Кино недели: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева

Тягучий, длинный и отдающий дань в визуальном плане исходному фильму, «Бегущий по лезвию 2049» затрагивает множество тем. Но в итоге оказывается, что это не картина об амбициях бога-создателя (привет новым творениям Ридли Скотта из вселенной «Чужого»), не антиутопия об эксплуатации и революции репликантов, не работа о мессианстве. Это фильм об одном очень человеческом и очень сложном выборе, сделанном героем, который в конце все-таки улыбнется.

 

 

 

Анастасия Гладильщикова для раздела «Культура», опубликовано: 5 октября 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Танец с тенями: в Большом театре состоялась премьера скандального балета «Нуреев»
Добрые дела: Елена Рассохина — о том, как благотворительная программа Spina Bifida помогла ей спасти дочь
Какие коллекции макияжа покупать накануне Рождества
Цифровая психотерапия: как новые технологии меняют индустрию психологической помощи
Фитнес с Алексеем Василенко. Спортивные итоги года: новые клубы, тренды, возможности
Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.