Что посмотреть в выходные:
«Берлинский синдром»

 
Анастасия Каменская
Все статьи автора
Анастасия Каменская

В прокат вышел «Берлинский синдром» — фильм о том, чем может обернуться случайное знакомство и внезапно вспыхнувшая страсть.

 
 

Что посмотреть в выходные: «Берлинский синдром»

Независимый, как и весь фестиваль Sundance, на котором состоялась его премьера, «Берлинский синдром» оказывается совсем не той романтической мелодрамой с приятными героями, впечатление которой производит поначалу.

Клэр приезжает в Берлин из Брисбена с фотоаппаратом в руках и без четкого плана в голове. Ее цель — накапливать жизненный опыт, о котором все вокруг постоянно твердят, и снимать архитектуру Восточного Берлина, доставшуюся современному городу в наследство от ГДР. Отправляясь бродить по улицам, Клэр без устали щелкает затвором, не отказывая себе в романтизации как зданий, так и людей. На одном из светофоров она столкнется с в меру обаятельным и общительным немцем по имени Энди. Энди работает учителем английского, так что проблем с коммуникацией не возникнет, разговор завяжется сам собой, и вскоре они вместе отправятся на прогулку вдоль берлинских огородов. Энди будет объяснять, откуда они взялись, Клэр — застенчиво улыбаться.

Что посмотреть в выходные: «Берлинский синдром»

Рассказывая историю, основанную на романе Мелани Жюстин, австралийский режиссер Кейт Шортланд акцентирует внимание на том, как много в ней обыденного. Случайное знакомство, необязательная, но приятная беседа, взаимная симпатия. Довольно просто представить, что дальше развитие сюжета пойдет по пути зарождения романтических отношений и противопоставления менталитетов. Но «Берлинский синдром» — не мелодрама, а триллер с элементами хоррора, намекающий своим названием на известный психологический термин.

После проведенной вместе ночи, логично вытекающей из взаимной симпатии, Клэр вынужденно задерживается в квартире нового знакомого — Энди то ли забыл оставить ключ, то ли она просто его не нашла. Зритель, пробежавший глазами синопсис или смотревший трейлер, понимает, что в заброшенном доме Энди живет совсем не случайно, а вот Клэр — пока нет. Его произнесенные ночью слова о том, что здесь ее никто не услышит, еще звучат не угрозой, а призывом к свободе проявления чувств. Но таких брошенных вскользь реплик становится все больше, как и деталей, на которые обращает наше внимание режиссер. Неоднократно попадающий в кадр альбом с откровенными полотнами и рисунками Эгона Шиле обнаружится у Энди дома: в него будет спрятан полароидный снимок. И тут для Клэр пазл, наконец, сложится: из телефона пропала сим-карта, с шеи — подаренный мамой оберег. Берлин остается за окном, которое ей так и не удалось разбить, а ее собственный мир теперь ограничен пределами квартиры совсем незнакомого — как оказалось — человека.

Что посмотреть в выходные: «Берлинский синдром»

Тереза Палмер и Макс Римельт потратили немало сил на то, чтобы разобраться со своими ролями и органично в них вжиться. С задачей они успешно справились и в итоге спасли фильм: как будет развиваться сюжет, становится понятно довольно скоро, и всем сидящим в зале очевидно, что, по законам жанра, предпринятая в середине фильма попытка бегства удачной оказаться не может. Предметом интереса становится не само действие, а его последствия и влияние, оказанное на взаимоотношения героев.

Пока Клэр исследует квартиру, предельно тесно связанную с внутренним миром Энди, тот уходит на работу, совершает пробежки по Берлину, опаздывает на лекцию к преподающему в университете Гумбольдта отцу. Из взглядов и коротких диалогов мы узнаем все то, что, сидя взаперти, пытается выяснить Клэр. Эти наблюдения и происходящие за пределами основного места действия события не всегда вписываются в основную линию, но часто добавляют важные штрихи к истории, которую невозможно оценить однозначно, истории подавляющего и подавляемой. Берлин в фильме превращается в героя второго плана, прекрасно понимающего, что для того, чтобы запомниться, постоянно лезть в кадр необязательно. Город, который чаще всего называют городом свободы, становится здесь физическим ее воплощением. Ведь снова выйти на его улицы для Клэр буквально значит вернуть себе главные человеческие права.

 

 

 

Анастасия Каменская для раздела «Культура», опубликовано: 21 июля 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

 Великий и ужасный: главный редактор Vanity Fair Грейдон Картер покидает свой пост
 Фитнес с Алексеем Василенко: главные спортивные события осени
 Планы на осень: пять причин отправиться на длинные выходные в Порту
 Фатум, влечение к смерти и вечная любовь: главные театральные премьеры осени
 EQ vs. IQ: зачем успешные лидеры развивают эмоциональный интеллект
 Погони, расследования и истории любви: фильмы, которые мы ждем этой осенью

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.