Культура

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия

На этой неделе предлагаем провести арт-уикенд в компании Сергея Эйзенштейна в Мультимедиа Арт Музее, а также отправиться на «Винзавод», чтобы по-новому взглянуть на классическое наследие Италии на выставке Opus Modernum.

Оба проекта

в очередной раз доказывают: новаторство — в угле зрения.

«Сергей Эйзенштейн. „Монтаж аттракционов“»

Свое двадцатилетие Мультимедиа Арт Музей среди прочего отмечает масштабной выставкой, посвященной творчеству Сергея Эйзенштейна — человека, без которого современный кинематограф, каким мы его знаем, был бы невозможен. В проекте, главным куратором которого выступила Ольга Свиблова, Эйзенштейн предстает не только как разносторонний художник и теоретик, но и человек. Фотографии из жизни и со съемок здесь перемежаются с его остроумными рисунками, в которых он буквально несколькими штрихами схватывает характер персонажей или реальных людей. Распределенные по экспозиции, они выглядят как страницы дневника — по сути, так и есть: это и впечатления от событий, и размышления, и творческие поиски, которые впоследствии становятся элементами фильма или спектакля.

Собственно, вся выставка — это некое путешествие по лабиринтам творческой мысли и воображения Эйзенштейна, объемная, и если не исчерпывающая, то во всяком случае довольно подробная реконструкция его жизни. Вот он сам на многочисленных фотопортретах, сделанных его современниками: пристальный и тяжелый взгляд прямо в камеру, схваченный Александром Гринбергом, а чуть дальше — как будто совсем другой человек, с узнаваемой копной непослушных волос и устремленным внутрь себя взглядом.

Афиши, раскадровки, рабочие фотографии со съемок «Броненосца „Потемкин“», «Октября», «Бежина луга», эскизы костюмов и декораций — гуляя по выставке, в буквальном смысле оказываешься внутри его фильмов и театральных спектаклей. А вот и исторический июньский номер журнала «Леф» 1923 года, в котором впервые была опубликована знаменитая статья Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов». «Аттракцион ничего общего с трюком не имеет, — писал режиссер. — Трюк — законченное достижение в плане мастерства (по преимуществу акробатики)… и является прямой противоположностью аттракциона, базируемого исключительно на относительном — реакции зрителя».

Отдельный большой зал посвящен трем эпическим полотнам: фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский» и опере «Валькирия» в Большом театре. Помимо многочисленных архивных материалов, здесь на широкоформатных экранах демонстрируются сами фильмы, что еще больше усиливает эффект присутствия внутри картины.

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. «Сергей Эйзенштейн. „Монтаж аттракционов“»

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. «Сергей Эйзенштейн. „Монтаж аттракционов“»

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. «Сергей Эйзенштейн. „Монтаж аттракционов“»

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. «Сергей Эйзенштейн. „Монтаж аттракционов“»

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 26 февраля
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
http://mamm-mdf.ru/

Opus Modernum

Групповая фотовыставка Opus Modernum — результат совместного художественного эксперимента Московского академического художественного училища и Центра современного искусства «Винзавод». Вообще-то она вполне могла бы называться Dolce Italia: представленные здесь фотографии были сделаны во время летней практики в Тоскане, куда вместе с кураторами проекта и молодыми современными художниками отправились лучшие студенты МАХУ. Идея состояла в том, чтобы художники-живописцы попробовали себя в новых медиа — фотографии и видео. Италия, разумеется, была выбрана неслучайно: историческое место паломничества русских и не только художников, родина титанов Ренессанса, огромный музей под открытым небом, она являет собой единение классического искусства и современности.

Выставка организована хронологически, по дням, тем самым позволяя проследить развитие проекта и изменение взгляда художников на предмет съемки, возникновение дополнительных смыслов и нюансов в изображении. Античные скульптуры, романские арки и классицистические портики с колоннами поначалу предстают просто гармоничными композициями, пространством идеальных линий и форм, но постепенно в фотографиях появляются некие намеренные изъяны и шероховатости — то искаженная перспектива, то размытость в кадре, то «заваленный» горизонт, и в эту игру изображения с воображением невольно включается и зритель.

Фотографии проекта не подписаны: как объясняют его кураторы Михаил Розанов и Кирилл Преображенский, эта выставка ценна прежде всего самим фактом объединения академической традиции и инструментария современного искусства. Потому что их противопоставление в корне неверно: любое искусство современно и при этом хранит в себе воспоминания и впечатления прошедших эпох — что с особенной наглядностью показывает фильм в духе комедии дель арте, созданный участниками проекта.

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. Opus Modernum

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. Opus Modernum

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. Opus Modernum

Art Weekend в Москве: аттракционы Эйзенштейна и (не)классическая Италия. Opus Modernum

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 8 января
ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
http://www.winzavod.ru/

 

 

 

01 декабря 2016
Инна Логунова для раздела Культура