Арт-уикенд: брендреализм Сергея Шнурова
и последние песни поколения Y

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


В Московском музее современного искусства проходит выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма», а на «Винзаводе» — «Последняя песня вечера» молодого художника Евгения Гранильщикова, представляющая собой мультимедийную инсталляцию о поколении 1980-х, любви и политике.

 
 

Арт-уикенд: брендреализм Сергея Шнурова<br /> и последние песни поколения Y

Разные по форме и общему настроению, выставки Сергея Шнурова и Евгения Гранильщикова отражают два типа восприятия современности и себя в ней: сатирического и поэтического.

«Ретроспектива брендреализма»

История искусства и литературы знала натурализм, гиперреализм, фотореализм, магический реализм. А что, собственно, такое брендреализм? Лидер группы «Ленинград» провозгласил наступление эпохи брендреализма еще в 2007 году. Бренды повсюду, они могут быть материальными и умозрительными, объектами, людьми или институциями. И вообще-то как любое явление, бренд сам по себе нейтрален, теми или иными свойствами его наделяет потребитель — разумеется, не без помощи рекламы и пиара. Наивно полагать, что власть брендов не распространяется на людей, критически оценивающих действительность и гордящихся своим умением делать осознанный выбор. Решая, например, провести выходной день на выставке Сергее Шнурова, а не за просмотром передач федерального телеканала, человек тоже выбирает определенный бренд или сразу несколько: современное искусство, ММСИ, в конце концов самого Шнурова, который не только не скрывает, но и всячески подчеркивает, что он — бренд. При этом вполне коммерчески успешный, несмотря на контркультурный посыл. А какой властью бренд Шнуров обладает над его личностью — знает, очевидно, только он сам.

1

Сергей Шнуров. Лайк. 2016

Выставка в ММСИ на Тверском бульваре не только иллюстрирует брендреализм представленными на ней произведениями, но и сама является его продуктом: выступая генератором идей, материальное их воплощение Сергей Шнуров отдает на откуп другим анонимным художникам. А зрителю остается гадать, кто же эти безымянные исполнители. Или все-таки сам Шнуров?

И хотя вопрос об авторстве остается открытым, «тот самый Шнур» с его злой, но не лишенной самоиронии сатирой на общество в этих работах моментально узнаваем. С холста «Начало» с изображением половины вареного яйца гневно скалит зубы желток-эмодзи. Из-под стекла «Иконостаса» самодовольно улыбается популярный в народе певец. «Веган», столовая вилка с двумя загнутыми боковыми зубьями и выступающим средним, недвусмысленно намекает на то, что автор думает о модных диетах. А разбитая электрогитара с наклеенными на нее символами дорогого бренда, очевидно, символизирует судьбу русского рока — к которому Сергей Шнуров имеет самое непосредственное отношение.

Детали:
Выставка открыта до 12 июля
Музей современного искусства, Тверской бульвар, 9

«Последняя песня вечера»

Проект Евгения Гранильщикова входит в юбилейный выставочный цикл, в рамках которого Центр современного искусства «Винзавод» по случаю своего десятилетия представляет персональные выставки наиболее интересных молодых российских художников.

Евгений Гранильщиков

Евгений Гранильщиков

Главные герои мультимедийной инсталляции Гранильщикова, занимающей все пространство обширного Цеха белого, — так называемое поколение Y, к которому принадлежит и сам 31-летний художник. С ним, поразительно похожим на вечно молодого Курта Кобейна, зритель встречается сразу при входе в зал. Гранильщиков, взятый крупным планом, в форме блиц-интервью отвечает на порой абсурдные вопросы невидимого собеседника: «Уэс Андерсон или не Уэс Андерсон? — Не Уэс Андерсон. — Футбол или музыка? — Музыка. — Режиссерский вагончик или квартира? — Ни то ни другое, я надеюсь. Квартира в Москве... звучит как-то... страшно».

5

А на противоположной стене — центральная работа выставки, двухканальный фильм «Последняя песня вечера», составленный из обрывков разговоров о политике и мелочах жизни, бытовых моментов вроде развешивания белья на сушке и уборки после вчерашней вечеринки. Сначала возникает чувство сродни тому, что испытываешь, попадая в компанию незнакомых людей, но оно быстро уходит. Через пару минут герои фильма, которыми стали друзья Гранильщикова, уже кажутся старыми знакомыми. Они потягивают вино, едят суши, смотрят новости телеканала «Дождь», рассказывают о задержаниях на митинге и играют в настольный футбол, — одним словом, просто живут обычной жизнью сегодняшних тридцатилетних интеллигентов. Фильм крайне точно схватывает их мироощущение, дух времени, о котором позже, наверное, будут писать в книгах и снимать документальное кино. Но это будут совсем другие фильмы, взгляд из будущего в прошлое. Как пишет сам Гранильщиков в сопровождающем фильм тексте, «Всего за полчаса времени тени смещаются так, что полностью меняют рисунок улицы. Некоторые вещи следует просто запоминать, чтобы однажды, без лишних слов, просто показать их тебе».

Детали:
Выставка открыта до 16 июля
Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер. 1, стр. 6

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 15 июня 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
1. Смелая и красивая: Николь Кидман — 50
2. Авто с Яном Коомансом: два «Роллс-Ройса», гольф-клуб и я
3. Неравный брак: мезальянс с точки зрения психотерапевта
4. Фитнес с Алексеем Василенко. Энергосберегающие тренировки — тай-чи, цигун, оксисайз и соматика
5. Пара недели: итальянские каникулы Пирса Броснана и Кили Шэй Смит
6. Men in Power: Эдвард Эннинфул — первый мужчина на посту главного редактора британского Vogue

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.