Культура

Арт-уикенд: Василий Баженов и «русское готическое» в Музее архитектуры и фонде In Artibus

В Музее архитектуры и фонде In Artibus открылся выставочный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова». Помимо самой тематики, он интересен кураторским замыслом, по которому экспозиция, развернувшаяся на двух площадках, подчиняется общей драматургии.

Арт-уикенд: Василий Баженов и «русское готическое» в Музее архитектуры и фонде In Artibus

Эта выставка, представляющая более 140 произведений графики, живописи, скульптуры и исторических артефактов, — для неспешного разглядывания, вдумчивого созерцания деталей, которые складываются в беззвучный спектакль.

Василий Баженов. Проект сени над мощами Митрополита Ионы в Успенском соборе Московского кремля. 1773

Василий Баженов. Проект сени над мощами Митрополита Ионы в Успенском соборе Московского кремля. 1773

Василий Баженов. Эскиз театральной декорации в готическом стиле. 1764

Василий Баженов. Эскиз театральной декорации в готическом стиле. 1764

Путешествие по залам рождает ощущение, сходное с атмосферой «Русского ковчега» Александра Сокурова, где зритель, следуя за призраком из прошлого, проживает несколько веков российской истории. Здесь хронологические рамки, заданные самой темой, разумеется, теснее — XVIII век, эпоха Просвещения.

Василий Баженов, чье имя неизменно сопровождает определение «великий русский архитектор», — автор масштабного нереализованного проекта Форума великой империи, который должен был занять место Московского Кремля; несохранившегося увеселительного комплекса на Ходынском поле, возведенного в честь Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией; дворцово-паркового ансамбля Царицыно, не пришедшегося по вкусу императрице Екатерине Великой.

Почему, собственно, готика Просвещения — времени классицизма с его строгими линиями и пропорциями, рассудочностью и стремлением упорядочить окружающий мир? Дело в том, что термином «готическое» в XVIII веке обозначали не только готику как таковую, но и вообще некую условную «давность», от древнерусских теремов и средневековых рыцарских турниров до шекспировского театра. Готика тогда была своего рода территорией свободы и полета фантазии — так ее мыслил и Василий Баженов.

Следуя этой логике, на выставке в Музее архитектуры возникают и панорамы древнерусских городов, и вид Амстердама работы Рембрандта, и готические арки Пиранези. В центре этой части экспозиции — «новелла», как называют разделы выставки кураторы, — посвященная Царицынскому ансамблю, а ее главный экспонат — огромная панорама резиденции Царицыно, созданная Баженовым в 1776 году. Выставляется она крайне редко по причине хрупкости и сложности хранения. Меж тем это не только исторический документ, но и прекрасный образец графики, который завораживает филигранной проработкой деталей.

Василий Баженов. Панорама Царицыно. 1776

Василий Баженов. Панорама Царицыно. 1776

Джованни Баттиста Пиранези. Из серии «Темницы»

Джованни Баттиста Пиранези. Из серии «Темницы»

Любопытный факт: в екатерининскую эпоху готические элементы в дворянских усадьбах и резиденциях обычно использовались в периферийных, второстепенных постройках вроде флигелей, конюшен и мастерских. В императорской резиденции в Царицыне Баженов нарушил эту негласную традицию, создав готический проект императорского дворца.

В фонде In Artibus экспозиция начинается с «новеллы» «Русское готическое», а продолжается разделами, рассказывающими о непростых отношениях Баженова с Екатериной II. Короновавшись в Успенском соборе, императрица таким образом подтвердила свою преемственность готики Древней Руси, встав в один ряд с ее самодержцами. Она же покровительствовала готическому вкусу в современной архитектуре: Юрий Фельтен строит Чесменский дворец по дороге из Царского Села в Петербург, Матвей Казаков — подмосковный Петровский путевой дворец, Баженов с 1775 по 1785 год работает над созданием резиденции Царицыно. Но в середине 1780-х отношение Екатерины II к готике меняется, что приводит к неприятию Баженова и разрыву с ним.

В In Artibus среди прочего представлены потрясающе красивые рисунки сеней над мощами московских митрополитов, созданные архитектором в 1773 году для Успенского собора Кремля. Здесь же можно увидеть гравюры XVIII — первой половины XIX века со сценами популярных в екатерининскую эпоху конных каруселей — театрализованных праздников, отсылающих к рыцарским турнирам, романтизированному «готическому» Средневековью.

Все эти временные и смысловые пласты открываются зрителю постепенно, каждая ее «новелла» добавляет все новые ассоциации и втягивает в интеллектуальную игру, в которой «готика» предстает одновременно пространством мифа и реальности.

Детали:
Выставка открыта до 30 июля

 

 

 

28 апреля 2017
Инна Логунова для раздела Культура