Культура

Арт-уикенд в Москве: ар-деко и парижская мода между двумя войнами

В выставочном центре «Гранатный двор» открылась выставка «Гении ар-деко. Парижская мода».

В лаконичном пространстве исторического здания середины XVII века, служившем арсеналом отливаемых здесь же артиллерийских снарядов, разместилась небольшая, но весьма любопытная экспозиция графики мастеров стремительного и яркого времени ар-деко.

Свое формальное начало стиль ар-деко, проявившийся в архитектуре, моде, дизайне и живописи, отсчитывает от Международной выставки современных декоративных искусств и промышленных изделий, состоявшейся в Париже в 1925 году. Впрочем, элементы стиля, постепенно пришедшего на смену ар-нуво, появляются уже несколькими годами ранее. «Ревущие двадцатые» — это дорогие трансатлантические лайнеры, бум джаза, повсеместное распространение радио и других технических новинок. Ставший психологической реакцией на лишения и аскетичный быт Первой мировой войны, ар-деко не стеснялся роскоши: так, излюбленными материалами интерьерных дизайнеров были красное и черное дерево, слоновая кость, латунь, серебро и эмаль. В моде доминирует театральность, которая выражается в оригинальных цветовых сочетаниях, этнических мотивах, обилии декора — источниками вдохновения среди прочего служили «Русские сезоны» Сергея Дягилева, искусство Египта и Востока, интерес к которому подстегнуло открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона. Все это сочеталось с четкими геометричными линиями и силуэтами, которыми мода была обязана архитектурным и живописным стилям того времени — конструктивизму, абстракционизму и кубизму. Украшенные жемчугом, стеклярусом и серебром, платья в стиле ар-деко были настоящими произведениями искусства — как и обложки и страницы модных журналов The Gazette du Bon Ton, Vogue и Harper’s Bazaar, которые тогда оформляли многие известные художники. Собственно, выставка в «Гранатном дворе» объединяет порядка шестидесяти оригинальных цветных литографий таких мастеров, как Жак-Пьер Бриссо, Жорж Барбье, Лев Бакст и ряда других.

Пьер Бриссо. Робер Дамми

Пьер Бриссо

Робер Дамми

Луи Штримпль

Луи Штримпль

Томные, чуть манерные дамы, укутанные в соболиные манто в пол, в шелковых и бархатных платьях, выгодно подчеркивающих фигуру, в элегантных шляпках с перьями или ориентальных диадемах с драгоценными камнями — этот идеальный мир идеально красивых людей и вещей до сих пор зачаровывает своей безудержной joie de vivre, наивной верой в технический прогресс и беззаботностью жизни в брызгах шампанского и отблесках хрусталя. Обращение Джеймса Кэмерона и База Лурмана в кино к историям «Титаника» и Гэтсби отчасти объясняется этой ностальгией по эстетике драматичных и противоречивых 1920-х. Однако кино, при всей достоверности реконструкции того времени, все-таки оставляет с ощущением копии, пусть и очень качественной. С аутентичными работами все иначе: в них живет тот самый дух времени, который можно почувствовать только при непосредственном контакте с произведениями. Эти литографические листы нужно рассматривать подолгу, смакуя изящество линий, нюансы цвета и композиции.

Вид экспозиции в «Гранатном дворе»

Вид экспозиции в «Гранатном дворе»

Арт-уикенд в Москве: ар-деко и парижская мода между двумя войнами

Особняком на выставке стоят шелкографии и скульптуры Эрте — русского художника-эмигранта Романа Тыртова, чей псевдоним составлен из начальных букв имени и фамилии. Родившись в 1892 году в Санкт-Петербурге в аристократической семье, он, с детства увлеченный рисованием, балетом и другими тонкими и изящными материями, в девятнадцать лет отправился в Париж, где и началась его карьера художника по костюмам. Первые шаги оказались неудачными: после непродолжительной работы в рядовом модном доме «Каролин» его с позором оттуда выгнали, порекомендовав заняться чем-нибудь другим — за неимением таланта. Однако крах вскоре обернулся триумфом: с досады или отчаяния Эрте отправил раскритикованные работы тогдашнему законодателю мод Полю Пуаре, который не только оценил их по достоинству, но и пригласил в свой модный дом. В 1920-е годы Эрте становится одним из ведущих художников ар-деко, создает костюмы для «Русских сезонов», одевает многочисленных знаменитостей, среди которых балерина Анна Павлова и звезда мюзик-холла «Фоли-Бержер» Жозефина Бейкер, сотрудничает с журналами Harper’s Bazaar и Vogue — одним словом, судьба ему благоволит. После Второй мировой войны, когда ар-деко сошел на нет, Эрте, переставший получать заказы от журналов и модных домов, продолжает оформлять театральные постановки, а также занимается скульптурой. Но в конце 1960-х, на волне нового интереса к ар-деко, он вновь обретает популярность — и статус классика этого стиля. В России имя Романа Тыртова долгое время оставалось практически неизвестным, отчасти из-за того, что его творческая биография складывалась во Франции и Америке, — лишь два года назад в Эрмитаже состоялась его первая большая российская выставка. В «Гранатном дворе» среди прочего представлены произведения из его самой известной графической серии «Алфавит», а также шелкографии по мотивам его театральных работ. Вообще, Эрте театрален во всем, его творчество — это торжество фантазии, эстетский бал-маскарад, праздник, который будет всегда.

В зале Эрте

В зале Эрте

Арт-уикенд в Москве: ар-деко и парижская мода между двумя войнами

Детали
Выставка работает до 15 августа
«Гранатный двор», ул. Спиридоновка, 3-5, стр. 1

 

 

 

11 июля 2018
Инна Логунова для раздела Культура