Кино недели: «Война Анны» Алексея Федорченко

 
Анастасия Гладильщикова
Все статьи автора
Анастасия Гладильщикова

— кинокритик, журналист


В Москве состоялась зрительская премьера «Войны Анны» — картины о маленькой еврейской девочке, прячущейся от фашистов в камине.

 
 
Кино недели: «Война Анны» Алексея Федорченко

Один из главных российских фильмов года, получивший только что специальный диплом жюри «Кинотавра», возможно, не доберется до проката.

1941 год. Анна (феноменальная Марта Козлова) приходит в себя, погребенная под женским телом. Очевидно, это тело ее матери, расстрелянной вместе с другими членами семьи Анны. Шестилетняя еврейская девочка добирается до ближайшего села, но «добрые» местные жители спешат сдать ее фашистам. Ане удается сбежать и спрятаться в камине немецкой комендатуры, расположенной в здании бывшей школы. Впереди — долгие дни не жизни, но выживания. Выпить воду, в которой стояли кисти для живописи, растопить снег, найти хоть какую-то еду, оставленную кем-то днем, приготовить голубя, соорудить шубу из шкуры чучела волка. Выходить бродить по зданию по ночам, днем подглядывать за кипящей в комендатуре жизнью через проделанную в камине щель. Дружить с ласковым рыжим котом, остерегаться грозных сторожевых овчарок. Отчаянно заплакать всего раз. Не сдаваться.

Кино недели: «Война Анны» Алексея Федорченко

У картины Алексея Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции») сложная судьба. Фильм, снятый без государственной поддержки — на средства создателей, фонда «Генезис» и частных лиц, — отобрали в программу престижного Роттердамского фестиваля. Но участие было под вопросом — не хватало денег на завершение работы. Было решено провести краудфандинг, сразу на двух платформах: русскоязычной и англоязычной. В итоге показ картины с успехом прошел в Роттердаме, а потом и на «Кинотавре». На главном фестивале российского кино фильму достался, увы, лишь специальный диплом жюри, врученный юной Марте Козловой «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка в фильме Алексея Федорченко „Война Анны“». После того как эта киноработа не завоевала главную награду смотра, появилась новость о том, будто бы продюсеры приняли решение не выпускать в прокат «Войну Анны». На прошедшей в кинотеатре «Октябрь» зрительской премьере один из продюсеров заявил, что массовый кинотеатральный прокат действительно не планируется. Сославшись на пример «Довлатова» Алексея Германа-младшего, он сказал, что на подобных картинах хотелось бы видеть полные залы. Возможно, «Войну Анны» представят на ряде спецпоказов.

Кино недели: «Война Анны» Алексея Федорченко

Вероятно, «Войну Анны» и правда не пойдет смотреть среднестатистический посетитель кинотеатра, но ценителям кино как искусства стоит следить за новостями о дальнейшей судьбе этой работы неоднократного лауреата Венецианского фестиваля Алексея Федорченко. Несмотря на трагическую и изученную вдоль и поперек кинематографистами тему холокоста, Федорченко и соавтору сценария Наталии Мещаниновой удалось не только не фальшивить и не срываться на крик, но и найти новый угол зрения. Фактически «Война Анны» — это немое кино (главная героиня не говорит ни слова, правда, слышит голоса других людей), не стилизованное при этом под картины соответствующей эпохи. Лишенная возможности общаться с кем-то Анна парадоксальным образом становится персонажем максимально выразительным. Конечно, во многом благодаря исполнительнице главной роли Марте Козловой, явно проделавшей титаническую работу. Алексей Федорченко рассказал, что Марта занималась с педагогом по актерскому мастерству и перед съемками каждой сцены четко знала свою задачу. Режиссер подчеркнул, что считает страшной дискриминацией ненаграждение детей главными актерскими призами на фестивалях и премиях.

Кино недели: «Война Анны» Алексея Федорченко

Самое удивительное, что «Война Анны» опирается на реальную историю девочки, которая пряталась в камине во время немецкой оккупации на Украине. По словам режиссера, этот фильм, как и многие другие его работы, можно назвать документальной сказкой: густо сконцентрированная реальность кажется фантасмагорией. Как, например, в его удивительных поэтических «Ангелах революции», в которых советские деятели искусства отправляются к хантам и ненцам проповедовать коммунизм. Впрочем, для того чтобы понять, какие из эпизодов той картины имеют отношение к реальности, а какие нет, нужно изучить такую тонну материала, какую способен освоить, возможно, лишь Алексей Федорченко, всегда монументально подходящий к работе. Возможно, и в «Ангелах революции», и в «Войне Анны» на самом деле много выдумки. Как и в его мистификации «Первые на Луне» — мокьюментари о советской программе по освоению Луны, завоевавшей в Венецианской программе «Горизонты» приз за лучший документальный, на минуточку, фильм. Но, в конце концов, какая разница, где правда, а где вымысел, если происходящему в «Войне Анны» веришь безоговорочно? Отдельно за это стоит поблагодарить оператора Алишера Хамидходжаева («Бумажный солдат», «Аритмия»). Он создал мир одновременно и правдоподобный и магический, подобный зачарованному царству.

Кино недели: «Война Анны» Алексея Федорченко

«Война Анны» — это, конечно, история о силе духа. Но и о смекалке: удивляешься находчивости шестилетней девочки, ее знаниям о мире, благодаря которым она выживает (судя по официальному синопсису, Аня проводит в камине два года, но во время просмотра довольно сложно определить, сколько проходит времени). В каком-то смысле «Война Анны» — это практически «Приключения Робинзона Крузо». Даже Пятница свой у героини находится — местный абориген рыжий кот. Неминуемо думаешь о том, что, очутись в такой страшной ситуации, многие из нас не могли бы похвастаться такой сообразительностью и храбростью, как Аня.

Есть и более очевидные ассоциации — Анна Франк, Алиса в Зазеркалье. Приходят в голову и совсем актуальные аналогии. Представляя картину на московской премьере, кинокритик Антон Долин говорил о режиссере Олеге Сенцове. Украинский постановщик, осужденный за терроризм, голодает в российской тюрьме тридцать второй день, требуя освобождения не своего, но множества украинских политзаключенных. Действительно, наблюдая за голодающей Анной, нельзя в очередной раз не вспомнить о Сенцове. А также о войне, разрушающей жизни детей и сегодня.

 

 

 

Анастасия Гладильщикова для раздела «Культура», опубликовано: 14 июня 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Закрытый ужин IWC Schaffhausen и Ultima Collection с участием Каролины Курковой
Писательница, активистка, женщина: кто такая Мариз Конде и почему она получила «альтернативного» Нобеля
Вещь дня: корсет-жилет Etro и пять способов его носить на все случаи жизни
«Мне бывает очень больно»: откровенное интервью Джулии Робертс для Harper’s Bazaar
Главные ароматы осени, которые призывают стать самими собой
Кинобизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: Александр Котт и Анна Цуканова-Котт — о холодном сердце и героях нашего времени

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.