Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

 
Мария Бабичева
Все статьи автора
Мария Бабичева

— журналист


В середине марта в музее современного искусства «Гараж» впервые в России пройдет персональная выставка грузинского художника Андро Векуа «Дельфин в фонтане». Он родился в 1977 году в Сухуми, но, переехав жить в Швейцарию, стал известен не в постсоветском, а в европейском арт-сообществе.

 
 
Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выстав...

Уже в возрасте восемнадцати лет Андро Векуа удостоился престижной швейцарской премии Kiefer Hablitzel Prix, которая ежегодно вручается молодым талантливым художникам, архитекторам и музыкантам.

В одиннадцать лет Андро Векуа потерял своего отца: его убили абхазские националисты. В Абхазии начиналась война. Семье пришлось навсегда покинуть родные места. Детские воспоминания художника о том времени нашли свое отражение в его многоплановом творчестве — живописи, видео, скульптуре, тиражной графике и фотографии. Но, несмотря на разнородность материалов, все его работы объединяет одна общая черта — отстраненность от окружающего мира. С одной стороны, они изображают фантастические и мифические картины современности, плавно переходящей в апокалиптическое будущее. С другой — их можно интерпретировать как образы из памяти людей — не отчаявшихся, но погруженных глубоко в себя. И концентрируясь на самих себе, они требуют точно такого же пристального внимания к ним. Именно эта отчужденность помогает создать вокруг работ Векуа атмосферу приватности, как будто бы подсматриваешь сквозь замочную скважину за чем-то, что должно быть скрыто от посторонних глаз.

Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

Его картины населены фантастическими, порой тревожными, а порой откровенно жуткими образами. А при просмотре видеоработ Векуа создается впечатление, что видишь чей-то сон. Отчасти он состоит из неясных воспоминаний прошлого, но в то же время есть в нем предчувствие будущей катастрофы. Одной из таких работ откроется выставка художника в «Гараже». В видео «У окна» появляется помещение, в центре которого — неподвижная фигура подростка, небрежно закинувшего ноги на стол. Фигура представляет собой типичную скульптуру Векуа — изготовленный в человеческий рост манекен из воска и строительной пены. За спиной безучастного юноши поочередно мелькают морские пейзажи, дома и кадры из фильмов с расплывчатыми силуэтами людей. В какой-то момент в это пространство проникает неоновый свет. Этот свет ирреален, кажется, что он исходит от какого-то внеземного объекта.

Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

И скульптуры, и живописные работы Андро Векуа — родом из параллельной вселенной. Они как будто находятся вне времени и пространства: фигуры маленькой светловолосой девочки и огромной черной волчицы словно сошли с трапа космического корабля. Рядом с ними дом — только это не четко выверенная архитектурная модель здания, а скульптура, изображающая обобщенный образ человеческого жилища, возникшего из чьих-то сновидений. Демонстрируя эту условно-универсальную модель дома, Векуа акцентирует внимание на том, что прошлое всегда искажается субъективностью памяти. Как не бывает абсолютно одинаковых снов, так и не существует похожих воспоминаний.

Кажется, что между разрозненными работами Андро Векуа не существует никакой связи. Но, объединенные в инсталляции, эти хаотичные фигуры, картины и фотографии становятся фрагментами цельного, герметичного мира.

Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

Родом из параллельной вселенной: в «Гараже» откроется выставка Андро Векуа

Творчество Андро Векуа можно «прочесть» через литературные произведения польского поэта, эссеиста и переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе Чеслава Милоша. Судьба поэта напоминает жизнь грузинского художника: в свое время ему пришлось покинуть родину и эмигрировать в Париж.

«Я всегда знаю, что то, чего я хочу, невозможно достичь, — писал Милош в одном из своих эссе. — Мне нужна бы была способность передать свое полное изумление от „нахождения здесь“ в одном недостижимом предложении, которое одновременно передавало бы запах и текстуру моей кожи, все то, что хранилось в моей памяти, и все то, с чем я сейчас согласен или не согласен».

Художник и писатель, люди разных, хотя и не столь далеких друг от друга эпох, — их объединяют оторванность от родной земли, поиск национальной идентичности, желание с помощью творчества обозначить свое я и закрепиться в этом мире. Который всегда останется таким же зыбким, изменчивым, ненадежным — и постоянным.

Детали
Выставка «Дельфин в фонтане» будет работать с 17 марта по 21 мая.
Музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32, парк Горького

 

 

 

Мария Бабичева для раздела «Культура», опубликовано: 19 февраля 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
#PostaTravelNotes: Яна Рудковская и Евгений Плющенко на Королевской вилле в Jumeirah Vittaveli Maldives
Вкус Берлина: лучшие рестораны немецкой столицы
Эксклюзив: дизайнер Давид Кома — о жизни между Лондоном и Парижем, работе в Mugler и моральной зрелости
«Алкоголь? В Италии мы предпочитаем женщин!»: за что мы любим тренера Роберто Манчини
Досье: тренировки Barre
Мемуарный роман, или Разговор с Пытливым Читателем: интервью с Евгением Гришковцом

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.