Культура

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым

22 февраля на сцене московской «Новой оперы» состоится вечер авторской хореографии «Признание» солиста Большого театра Андрея Меркурьева, которую наряду с ним исполнят балетные звезды Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Диана Косырева, Семен Чудин.

Плащ из нейлона и водолазка — все Prada

Фото: Егор Васильев
Груминг: Екатерина Ушкалова
Стиль: Арина Ломтева

Мы поговорили с Андреем Меркурьевым

о новом многообещающем проекте,
творческих метаниях и побеге в деревню.

«Признание» задумано как серия регулярных театральных вечеров, объединяющих на сцене балет, музыку, поэзию, драму и визуальные искусства, и экспериментальная площадка для поисков нового художественного языка и средств выразительности. Андрей Меркурьев и его единомышленники мечтают сделать проект одним из значимых и ожидаемых событий культурной жизни Москвы, на что, судя по энтузиазму его вдохновителя, у «Признания» есть все шансы.

Инна Логунова: О балете довольно сложно говорить, он из тех вещей, которые нужно видеть. И все же — расскажите о готовящихся премьерах, которые будут представлены на вечере.

Андрей Меркурьев: Мы покажем два балета. Первый — «Просветленная ночь» на музыку одноименного сочинения Шенберга, который я изначально поставил в Перми на Дягилевском фестивале на двенадцать артистов балета и двух солистов. В новой редакции я расширил состав: в спектакле участвуют уже шестнадцать артистов балета и два солиста. Секстет Шенберга написан на стихотворение Рихарда Демеля, и в музыку заложена определенная история, которую я как хореограф трансформирую по-своему. Но мне не хотелось бы раскрывать, как именно — интересно оставить зрителям возможность и пространство для интерпретации. Я и артистам всегда говорю: вот общая тема, но вы можете вложить в нее что-то свое. Второй балет — «W.ODA» на музыку концерта для скрипки и виолончели Филипа Гласса. Его минималистичная музыка сложна именно своей кажущейся простотой. Мои же постановки всегда крайне насыщены движениями — я и говорю также быстро.

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Плащ, водолазка и брюки — все Prada

Плащ, водолазка и брюки — все Prada

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Плащ, водолазка и брюки — все Prada

— Какие балетмейстеры оказали на вас влияние? Какой хореографический язык вам наиболее близок?

— Безусловно, на меня в той или иной степени повлияли все хореографы, с которыми мне приходилось работать: Алексей Ратманский, Пол Лайтфут, Сол Леон, Алла Сигалова, Джон Ноймайер и многие другие. Сейчас, когда я ставлю сам, порой замечаю, что повторяю какие-то вещи, которые видел у одного или другого. Меня это всегда смущает, и я стараюсь уйти от подражательности, придумать что-то свое или осмыслить какие-то элементы по-новому. Например, могу использовать классическое женское движение в мужском танце — главное, чтобы оно было созвучно музыке, общей идее и атмосфере балета.

— Когда вы поняли, что хотите не только танцевать?

— Это смешно звучит, конечно, но уже в десять лет, только поступив в балетную школу, я пытался что-то придумывать. Вставал пораньше и приходил в пустой балетный класс. Правда, тогда ничего не получалось: желание было, а как воплотить его в жизнь, я в силу возраста и отсутствия опыта не понимал. А сейчас, стоит мне услышать какую-то музыку, у меня в голове сразу возникают движения. И я понимаю, что мне нужно идти именно этим путем. Не потому, что я заканчиваю танцевать, а потому, что действительно хочу ставить, потому, что мне есть что сказать. Хотя это и сложнее.

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Шорты из хлопковой ткани Louis Vuitton, льняная рубашка Transit Uomo

Шорты из хлопковой ткани Louis Vuitton, льняная рубашка Transit Uomo

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Плащ из нейлона Prada, трикотажные брюки Versace

Плащ из нейлона Prada, трикотажные брюки Versace

— В чем сложность?

— Нужно создавать, а не делать то, что тебе говорят, это всегда сложнее и ответственнее. Нужно заинтересовать артистов, чтобы они пошли за тобой.

— Как появился проект «Признание»?

— Начиналось все, как это часто бывает, спонтанно. Мы сидели с друзьями — оперными певцами Виталием Макаренко и Марией Гридневой, скрипачкой Асей Соршневой и артистом Театра им. Вахтангова Кириллом Рубцовым — и в разговоре неожиданно родилась идея сделать какой-нибудь проект для души, такой, в котором бы каждый мог выразить себя. Первый вечер состоялся в феврале 2016 года в театре «С.А.Д.». Получилось тепло и по-домашнему. Оперные пели, музыканты играли, а балетные — читали стихи. Хотелось это развивать, но уже на большой сцене. Так мы пришли с идей в театр «Новая опера», предложив поставить вечер балета с танцовщиками Большого театра. Не знаю, как артисты решились на эту авантюру: сейчас в Большом идет фестиваль балетов Юрия Григоровича, и они сидят в театре до ночи. При этом умудряются еще выкраивать время на репетиции «Признания», за что я им очень благодарен.

— Танцуя в Мариинском театре, вы жили в Петербурге, теперь — в Москве. Какой из городов вам ближе и почему?

— Они разные. Петербург более спокойный. В Москве же постоянно куда-то бежишь. Петербург — это мое внутренне состояние, потому что я все-таки романтик, и этот город у меня тоже ассоциируется с романтикой. А Москва — это работа, гонка, суета.

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Шорты Louis Vuitton из плотной хлопковой ткани, трикотажный свитер Versace

Шорты Louis Vuitton из плотной хлопковой ткани, трикотажный свитер Versace

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Шорты Louis Vuitton из плотной хлопковой ткани, трикотажный свитер Versace

— В Петербург часто выбираетесь?

— Очень редко. Практически не езжу.

— А гастролей у вас много?

— В нашей профессии всегда — либо все, либо ничего. Бывает, сидишь и ждешь работу, а бывает, что не знаешь, куда от нее деваться. (Улыбается.) И так постоянно. Зимой гастролей мало, а вот весна, лето, осень — очень бурные.

— Если сравнивать Мариинский и Большой театры — чем они похожи и различаются по духу?

— Да не надо их сравнивать. Почему-то всегда ждут какую-то интригу, подвох. Безусловно, они отличаются. Надо наслаждаться одним и другим.

— Какие у вас любимые города, места силы, где вам хорошо?

— Я знаю одно: куда бы я ни уехал, всегда хочу вернуться в Россию. Как и то, что нигде нет такой красивой природы. Озера, реки, леса — все это мне созвучно, потому что я здесь родился. Даже полуразрушенные деревни без газа и воды — и те люблю.

— Как часто бываете в родном Сыктывкаре?

— Раз в год, навестить родственников. А родителей я уже перевез поближе к себе, потому что без семьи никак.

— Что и кто помогает вам восстанавливаться, идти вперед?

— Друзья, поклонники, люди, которые в тебя верят. Был период, когда я хотел уйти со сцены, но друзья убедили меня, что еще не время, что я еще не все сказал. Именно они помогают встать с колен, когда все опротивело, когда подумаешь о том, чтобы все бросить и уехать жить в деревню. А вообще это моя мечта — жить в собственном доме с участком земли, копать, сажать, выращивать. Но при этом — хочется иметь возможность работать, творить. Если моя мечта когда-нибудь исполнится, и у меня будет свой дом, то мне, наверное, будет легче создавать. Тогда меня перестанет мотать из стороны в сторону. Ведь я же Весы. У меня всегда так— то вправо, то влево.

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Шорты Louis Vuitton из плотной хлопковой ткани, трикотажный свитер Versace

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Шорты Louis Vuitton из плотной хлопковой ткани, трикотажный свитер Versace

— Музыка — неотъемлемая часть балета и, соответственно, вашей жизни. А вне сцены и репетиционного зала какая музыка вас сопровождает?

— В последнее время я почти не слушаю музыку просто так, для удовольствия. Постоянно ищу ту, на которую могу ставить. Поэтому разучился расслабляться. Стал меньше выходить на люди — порой даже кажется, что я разучился радоваться.

— По вам не скажешь, вы производите впечатление жизнерадостного человека.

— Просто рутина порой погружает в какое-то странное состояние. Я в принципе не тусовщик, а любой выход и общение — это тоже работа, которая отнимает много сил. И когда на репетиции думаешь о том, что через три часа съемка, а потом интервью, это отвлекает, мешает сосредоточиться. А творчество требует определенного эмоционального состояния, так что невольно закрываешься, отказываешься от мероприятий в пользу работы, чтобы сохранить энергию — она все-таки исчерпаема.

— У вас много друзей?

— Мало и много одновременно. Но так ведь настоящих — много не бывает.

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Хлопковой свитер Transit Uomo. Шорты из хлопковой ткани Louis Vuitton, льняная рубашка Transit Uomo

Хлопковой свитер Transit Uomo

Шорты из хлопковой ткани Louis Vuitton, льняная рубашка Transit Uomo

Балет: о пути, доме и признании. Интервью с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Хлопковой свитер Transit Uomo

Детали от Posta-Magazine
Prada, Transit Uomo: ЦУМ, ул. Петровка, 2,
тел.: +7 (495) 933 73 00

Versace: «Неглинная галерея», Трубная пл., 2,
тел.: +7 (495) 705 98 30

Louis Vuitton: ул. Б. Дмитровка, 10,
тел: +7 (800) 700 50 58

 

 

 

09 февраля 2017
Инна Логунова для раздела Культура