Культура

Арт-уикенд: «Ленин и кока-кола» в ММОМА

В Московском музее современного искусства открылась первая в России персональная выставка пионера соц-арта «Александр Косолапов. Ленин и кока-кола».

В своем творчестве Косолапов препарирует противостоящие идеологические системы, раскрывая их механизмы манипуляции массовым сознанием и внутренние противоречия.

Александр Косолапов стоит у истоков соц-арта — направления в советском неофициальном искусстве 1970–1980-х годов, которое по аналогии с западным поп-артом, возникшим как реакция на общество потребления, пародирует и трансформирует образы массовой культуры.

Александр Косолапов

Александр Косолапов

Ленин-кока-кола. 1982

Ленин-кока-кола. 1982

Взаимоисключающие системы капитализма и социализма, по сути, одинаково утопичны и используют одни и те же способы воздействия на общество. Их отличие друг от друга лишь в том, что в первой — перепроизводство товаров, а во второй — идеологических символов. Каждая создает одинаково иллюзорный и фальшивый образ рая на земле. Косолапов, уловив эту идентичность, сталкивает в своем творчестве самые узнаваемые образы двух систем, таким образом ставя между ними знак равенства. Так, в одной из самых известных его работ «Ленин — Coca-Cola» (1982) логотип и слоган культового напитка соседствуют с профилем «вождя мирового пролетариата». «It’s the real thing» — сообщает надпись, только что и кто здесь настоящие — большой вопрос.

Malevich — Malboro. 1997 / Малевич — Черный квадрат. 1987

Malevich — Malboro. 1997 / Малевич — Черный квадрат. 1987

В серии работ 1980-х Александр Косолапов соединяет дизайн и символику «Марлборо» с именем Малевича, которое появляется на картинах с изображением пачки сигарет и знаменитого ковбоя из их рекламы. А «Черный квадрат» так вообще идеально вписывается в графику сигаретной пачки. Здесь утопия русского авангардиста вступает в конфликт с реалиями современности: супрематизм Малевича был призван освободить коллективное сознание от прошлого, чтобы вступить в лучшее будущее, в котором не будет корпораций и рынка, но в итоге эти самые корпорации используют разработанные авангардистами чистые формы в рекламе, стимулирующей потребление.

Микки и Минни. Рабочий и колхозница. 2004-2005 / Серия «Горби-Мао»

Микки и Минни. Рабочий и колхозница. 2004-2005 / Серия «Горби-Мао»

Коктейль Молотова. 1989

Коктейль Молотова. 1989

Косолапов ироничен и саркастичен одновременно. При первом, быстром, взгляде на его работы сначала считывается комичная несуразность и абсурдность созданных им гибридов: «Рабочего и колхозницы» с головами Микки и Минни, «коктейля Молотова» в банке колы, мавзолея Ленина на обложке журнала Life. Но уже несколько секунд спустя внешняя фривольность приобретает зловещее звучание: эти ухмыляющиеся мутанты — нежизнеспособны, равно как несостоятельны и породившие их идеологии.

Русский революционный фарфор. 1992

Русский революционный фарфор. 1992

Столь же безжалостно Александр Косолапов подчеркивает внутренние противоречия соцреализма. Согласно доктрине, провозглашенной в 1934 году секретарем ЦК ВКП(б) Андреем Ждановым, социалистический реализм должен был взять и переработать «лучшее из того, что было создано… в предыдущие эпохи». За образец советскому художнику предлагалось брать академическое искусство XVIII–XIX веков — зарегламентированное, замкнутое на самом себе и не имеющее отношения к жизни, элитарное, буржуазное и ретроградное по своей природе, против которого выступали романтизм и реализм. Именно в этом парадокс соцреализма, претендующего на звание прогрессивного искусства «самой прогрессивной» общественной системы, который и показывает Косолапов. Ленин в образе кентавра столь же неправдоподобен, что и нежно любящий детей Сталин, и так же абсурден, как «красная Венера».

Учись сынок. 1973; Горби (золотой). 1989

Учись сынок. 1973

Горби (золотой). 1989

Косолапов живет и работает в Нью-Йорке, куда уехал в 1975 году. Он говорит, что его искусство не критично, а иронично. Подобно Оскару Уайльду, он мастер парадокса, которому доставляет удовольствие провокация. Он ставит под вопрос любую догму — что по определению искусственна. Апеллируя к чувствам зрителя, Косолапов постепенно подводит к мысли: подлинное — это эмоции, а все остальное — способ ими манипулировать.

Детали
До 11 февраля 2018 года
Московский музей современного искусства, Гоголевский б-р, 10

 

 

 

06 декабря 2017
Инна Логунова для раздела Культура