Авто

Авто с Яном Коомансом. Интервью-сессия, посвященная Audi e-tron: электрическое будущее по версии Audi

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.

Мне выпал шанс в компании еще нескольких журналистов пообщаться с лучшими умами компании Audi, отвечающими за линейку e-tron, чтобы немного разобраться в том, как они видят электрическое будущее — которое начинается уже сейчас. Рядом с нами стоял концепт Q4 e-tron, первый электрический автомобиль Audi, нацеленный прямиком на массовый рынок, так что с него и началась наша беседа в формате круглого стола: в ней участвовало сразу несколько специалистов, и сессия получилась довольно продолжительной, так что я вкратце перескажу самые интересные вопросы и ответы из прозвучавших.


— В Q4 e-tron стоят те же самые электродвигатели, что и в том e-tron, который уже поступил в продажу? И когда можно ожидать запуска этого Q4 E-tron?

— На самом деле нет, поскольку Q4 e-tron — это концепт-кар на основе новой платформы MEB. А e-tron, доступный в продаже уже сейчас, задействует модифицированную платформу MLB Evo. Главное отличие в том, что MEB представляет собой чисто электрическую модульную платформу, которая с самого начала спроектирована для работы исключительно с батареями и электродвигателями, ничего больше. Данный концепт-кар мы создали для того, чтобы показать возможности этой новой платформы. В конце 2020 мы увидим серийный автомобиль, и он будет очень близок к тому, что мы представили здесь в виде концепта, в том числе однозначно в плане внешнего облика.


— Какую выгоду дает переход на целиком новую платформу MEB вместо использования модифицированной традиционной платформы — в плане эффективности, запаса хода или внутреннего пространства?

— Главное преимущество в том, что мы даем заказчику больше пространства при той же площади основания. Будем говорить, что автомобиль на базе MEB размером с нынешнюю модель Audi Q3 дает внутреннее пространство уровня Q5+. Кроме того, внутри автомобиля больше не проходит туннель трансмиссии, и в нем намного больше доступного места для вещей, это очень положительно сказалось на дизайне машины. Мы можем проектировать намного более короткие свесы, спереди и сзади, поскольку нам не приходится искать место для крупного двигателя и топливного бака.


— Можете рассказать о емкости батарей и номинальном запасе хода в концепте Q4 e-tron?

— К сожалению, нет, поскольку автомобиль еще находится в стадии разработки, а эти технологии до сих пор очень активно прогрессируют, так что цифры меняются почти каждый день. Говорить об окончательных спецификациях можно будет лишь после того, как мы подадим все документы и компетентные органы их подпишут. Но если вам нужна цифра навскидку, то представленный здесь концепт-кар нацелен на запас хода почти 450 километров. Но мы пока не можем утверждать, что именно с этой цифрой мы выпустим окончательную серийную модель.


— Очевидно, Audi верит, что спрос на электрические автомобили впредь будет расти. Как вы приняли решение, в каком сегменте будете запускать свой первый электромобиль?

— Для e-tron мы выбрали более высокий сегмент C+ автомобильного рынка просто потому, что в настоящий момент электрические автомобили сами по себе дороги. Проще перевести на электричество премиальную модель, за которые люди уже привыкли платить более высокую цену, чем пытаться создать очень дешевый электромобиль, который в итоге все равно выйдет дороже дешевого автомобиля с обычным двигателем, и его трудно будет продать. Но в верхнем сегменте мы имели возможность произвести конкурентоспособный электромобиль. SUV мы выбрали просто потому, что в этот кузов очень удобно вместить электрический силовой агрегат, особенно большой и тяжелый аккумуляторный блок. Конечно же, SUV сами по себе пользуются очень большой популярностью у заказчиков во всем мире. Это позволит нам максимально увеличить охват клиентской базы. Да и вообще, как правило, новые технологии на автомобильном рынке сначала появляются на моделях верхнего класса, а уже потом просачиваются в бюджетный сегмент.
Первым нашим электромобилем стал e-tron, затем будет версия sportback, потом e-tron GT, и вы увидите, что все эти автомобили вызывают высокий эмоциональный отклик, они воздействуют на воображение. Мы хотим разжечь в людях энтузиазм, неподдельный интерес к электромобилям, и первые автомобили должны транслировать имидж нашего бренда, так что мы хотим, чтобы они были очень привлекательны. Вау-фактор, если угодно, мы от этого отталкивались.


— Когда мы увидим в продаже e-tron sportback и GT?

— Мы официально запустим sportback в начале следующего года, GT выйдет следом примерно годом позже. На самом деле, GT и Q4 поступят в продажу с очень небольшим разрывом, но сначала sportback, некоторые мероприятия к запуску пройдут уже в этом году.


— Audi и в целом Volkswagen Group очень активно инвестируют в трансформацию автозаводов под выпуск электромобилей наряду со строительством новых мощностей. Что будет сложнее, на ваш взгляд: наладить производство электромобилей в достаточном объеме или найти необходимое количество покупателей на эти автомобили, когда они будут готовы?

— Хороший вопрос! На данный момент это невозможно предсказать, но одно известно точно: когда человек испытал в деле электрический автомобиль, он уже, скорее всего, не вернется к двигателю внутреннего сгорания. Это вопрос достижения переломного момента. Но мы убеждены, что это лишь дело времени, рано или поздно люди поймут, будь то через тест-драйвы или через сарафанное радио, что электрические автомобили действительно великолепны. И к этому моменту очень сильны будут позиции тех компаний, которые уже имеют много электромобилей в линейке продуктов. Конечно, будут большие различия по странам, в одних это произойдет намного быстрее, чем в других. Субсидии, инфраструктура, общественные движения… все это влияет на то, как скоро электроавтомобили приживутся в тех или иных местах. Но мы однозначно видим, что после перехода отдельно взятого рынка на электричество он не откатывается обратно при отмене субсидий. Люди видят эти машины на дорогах и понимают, что это работает. Потом они пробуют их сами и уже не пересаживаются назад.


— Пока что на горизонте не видно огромного прорыва, который резко повысит плотность энергии в батареях, то есть людям просто придется свыкнуться с намного меньшим запасом хода по сравнению с привычными показателями бензиновых или дизельных автомобилей?

— Мы не знаем точно, что именно нас ожидает в будущем в плане технологии батарей, безусловно, сейчас ведется очень много исследований. Но по нашему опыту в этой сфере любой прогресс, любые шаги вперед рынком сглаживаются. Перемены будут очень постепенными, без резких изменений, которые сделают батарею той или иной модели внезапно устаревшей.


— Какая гарантия будет действовать на батареи ваших электрических автомобилей?

— Наши заказчики получают гарантии на восемь лет или 160 тысяч километров.


— Как долго батарея сохраняет свою емкость?

— Она спроектирована на весь срок службы автомобиля с учетом нескольких факторов, конечно же. При нормальном использовании она должна быть в порядке даже спустя десять лет. Безусловно, есть процесс старения, как и у любой литиевой батареи, емкость с течением времени будет сокращаться. Но если поддерживать подходящие температурные условия, этот процесс будет идти очень медленно. Поэтому мы предусмотрели систему охлаждения и обогрева батареи, чтобы содержать ее в оптимальной температуре. Также важно не доводить батарею до полной разрядки, так что мы всегда храним некоторое количество запасной энергии, которую мы не расходуем, чтобы батарея оставалась в хорошем состоянии долгое время.


— Когда я водил электрический автомобиль, мне показалось, судя по цифрам запаса хода на приборной панели, что электромобиль может очень быстро ускоряться, не слишком теряя в эффективности. На автомобиле с двигателем внутреннего сгорания быстрый разгон расходует намного больше топлива, чем медленное ускорение, но в электромобиле я такого не заметил. Вместо этого на запас хода как будто больше влиял показатель постоянной скорости. Это правильно или я выдумываю?

— Он зависит в основном от скорости. Для хорошего запаса хода важнее всего аэродинамическая эффективность автомобиля, чтобы вы не тратили слишком много сил просто на то, чтобы проткнуть дыру в воздухе, сквозь который вы едете. Когда скорость слишком высокая, более 130 километров в час, батарея тратит намного больше энергии, и запас хода снижается. Поскольку сопротивление воздуха на автомобиль — гиперболическая функция, а не линейная. При очень быстром разгоне на электрическом автомобиле тратится больше энергии, но вы, пожалуй, правы в том, что разница не так велика, как в случае с двигателем внутреннего сгорания. И не забывайте, что у нас также есть возможность рекуперации: когда вы замедляетесь или тормозите, потраченная на разгон энергия частично восстанавливается и снова хранится в батарее.

30 апреля 2019
Ян Кооманс для раздела Авто