Авто

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Главный критерий — гарантия качества, от которой, в случае с механизмами, иногда зависит очень многое.

Для автолюбителей зима

традиционно считается «тихим» сезоном. Гоночные трассы закрыты, спорткары либо отдыхают в гараже, либо отправляются на прокачку с более шустрыми деталями для следующего сезона. Дабы уберечь нас с вами от зимней спячки, Центр вождения Porsche в России придумал собственное оригинальное решение.

Довольно простое, на самом деле: берем огромное пустое пространство, заливаем водой, чтобы она замерзла и превратилась в лед, ждем, пока присыплет снегом — и выпускаем туда стайку Porsche. С отключенным контролем тяги и стабилизации. Если вам это не кажется забавным — наверное, вас занесло не в тот уголок Интернета.

Все это находится на гоночной трассе Moscow Raceway — крупном и современном треке в Шелудьково, до которого около часа езды от центра Москвы. Сама трасса для этой программы зимнего вождения не используется, но выбор места логичен, поскольку здесь расположено все оснащение Центра вождения Porsche, и вокруг него полно места для обустройства временных треков. По прибытии вас ждет вкусный завтрак в тепле и комфорте и обязательный инструктаж перед заездом.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Обычно во время таких брифингов мое терпение уже почти на пределе: слишком хочется поскорее сесть за руль. Но в тот день инструктаж был достаточно кратким, по делу и предполагал наличие уже довольно «взрослых» навыков вождения. Разбившись на маленькие группки, мы первым делом отправились на близлежащие заснеженные дороги колонной из «маканов», одного «кайена» и новой Panamera 4S для полноты картины. Это был вполне нормальный заезд, с соблюдением ПДД — ничего особо захватывающего, но хороший способ освоиться с машинами, попутно наслаждаясь снежным пейзажем. Загородная местность действительно выглядит необычайно красиво зимой, особенно для таких парней, как я, кто все свое время проводит в центре Москвы, а не на даче.

На этом коротком маршруте мы сделали несколько кругов, меняясь автомобилями между делом: мне достались порулить Macan GTS и Macan Turbo. По ощущениям от езды они, само собой, очень похожи, поскольку скользкие условия не позволили Turbo продемонстрировать свое превосходство в мощности.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

После этого на тех же машинах мы прокатились по короткому заснеженному слаломному треку с конусами. Скорость по-прежнему была невысокая, но в середине был длинный вираж с разворотом на 180 градусов, на котором можно было проехаться боком. На самом деле, это задание показало, насколько легко каждую из этих машин можно отправить в занос на рыхлом снегу. Сложнее всего было избежать излишне тугого отклика на поворот руля, который помешал бы машине двигаться боком. Для заноса требуется правильная доза контроля скорости и переноса веса при входе в поворот, а вслед за этим подача мощности в нужный момент — все это легче сказать, чем сделать. «Маканы», хоть и SUV, неожиданно здорово справлялись с этим заданием, а вот с Cayenne мне пришлось побороться, чтобы добиться от него результата. На каждую машину тебе дают лишь несколько коротких попыток, так что выработать идеальную технику для каждой из них времени не очень много. Зато за рулем новой Panamera с первых же секунд движения стало ясно, что это особый мир, отличный от мира Cayenne и Macan. Не будучи на вид спортивным автомобилем, на рыхлом снегу Panamera вела себя словно спорткар: передняя ее часть буквально вгрызалась в снег и везла тебя в любую сторону, куда только захочешь. Даже на прямом участке казалось, что она выдает намного больше тяги, чем Macan или Cayenne, но, надо признать, я не проверил, стояли ли на них разные шины, что также могло оказать влияние. В целом первый тест отлично показал, насколько хорошо эти машины пригодны к езде в зимних условиях.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Конечно, самая волнующая часть этого дня касалась моделей Porsche 911. Здесь были как полноприводная Carrera 4S, так и заднеприводная 2S с оппозитными шестицилиндровыми турбодвигателями, выдающими по 420 лошадиных сил. Все 911 были на 20-дюймовых зимних шинах, однако задача перенести всю эту мощь на скользкую поверхность все равно предстояла непростая. Уже от одного лишь взгляда на шеренгу разноцветных 911 на хрустящем белом снегу у меня потеплело на сердце — даже если все остальные части тела неслабо промерзли! К счастью, внутри этих машин тоже было приятно и тепло.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

В самом длительном упражнении мы ездили на Carrera 4S по широкому овальному треку, который мог принимать разные формы за счет конусов. Поначалу скорости были довольно низкие, но по ходу дела все пошло бодрее. Я оторвался на полную катушку, скользя на 911 Porsche от конуса к конусу, но нашей конечной целью было освоить конкретный навык: пройти на высоких скоростях в дрифте с подачей топлива развороты по 180 градусов на каждом конце трассы. Полезные советы инструкторов иногда терялись из-за трудностей перевода, так что процесс усвоения урока шел несколько тяжелее, чем хотелось бы. Но хочу сказать огромное спасибо всему персоналу Центра вождения за помощь, которую я получил в понимании русскоязычных инструкций: это сто процентов моя вина, что за 6 лет жизни в Москве я так и не овладел русским языком в достаточной степени, и это усложняло всем жизнь чуть больше, чем следовало. Огромное спасибо за поддержку!

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Как и в предыдущем задании, сложнее всего было ввести машину в скольжение. Когда она уже едет боком, остальные твои действия более-менее понятны сами собой, а вот войти в дрифт — для этого больше всего нужна практика. Мне уже была известна требуемая комбинация скорости на входе, переноса веса и момента нажатия педали, но перевести это знание в элегантный результат удалось не сразу. Кроме того, мне пришлось перебороть некоторые свои интуитивные водительские реакции. У меня на родине снег бывает очень редко, так что мои привычки и рефлексы сложились в условиях вождения по асфальту, а не по этой вот белой скользкой субстанции.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Езда на пределе возможностей автомобиля по снегу и льду однозначно не идет ни в какое сравнение с асфальтом, и для успеха в моем случае требовалось следовать указаниям инструкторов, а не внутреннему чутью. В какой-то момент на меня снизошло-таки некоторое озарение, когда я понял инструкции и освоил намного более сильную постоянную подачу топлива во время скольжения. До этого я вел Carrera 4S так же, как вел бы модель 2S — варьируя нажатие на педаль для корректировки угла увода. Полный привод в 4S требует чуть иного подхода: нога должна крепко оставаться на педали, чтобы закрутить все четыре колеса в поворот. В итоге это немного похоже на возмущенного кота, который круто разворачивается на скользком паркете, крепко впиваясь в него когтями. Это крайне эффективный метод для очень быстрого прохождения заледенелого поворота, и Carrera 4S отлично для него подходит, когда умеешь с ней обращаться. Также приходилось постоянно приспосабливаться к изменчивой поверхности, которая давала отличное сцепление в начале дня, на снегу, но становилась все более скользкой по мере обнажения льда. Траектория самого быстрого прохождения поворота постоянно менялась, поскольку лучше всего сцепление было далеко на внешнем краю, но это означало и самую длинную дистанцию. Чтобы действительно пройти поворот быстро, заднюю часть автомобиля пришлось бы выдвинуть почти совсем с трассы, в сугробы. Такое пробовать в арендованном Porsche 911 как-то не очень хотелось.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Затем наша группа пересела на заднеприводные Carrera 2S для чуть более дурашливого, но не менее увлекательного задания: нам предтоял бесконечный дрифт на машине вокруг конуса. Я ни разу в жизни до этого не пробовал рисовать такие «пончики» колесами по дороге, но с этой заднеприводной 911 исключительно легко нашел общий язык — не было ощущения, будто надо учиться вождению заново, как в предыдущем упражнении. За рулем 2S я мог просто ехать инстинктивно — и получить желаемый результат. Ледяные круги, по которым мы катались, довольно широкие, так что у вас есть выбор между тесной траекторией вплотную к конусу и более широкой ближе к краям — которая, по словам нашего инструктора, предпочтительнее. Это должно было подготовить нас к итоговой цели — «соскользнуть» из круга в соседний, перекинув машину с одного края на другой и не вылетев при этом во вращение. Я не только отлично повеселился, но и с облегчением обнаружил, что хоть с одним заданием справляюсь более-менее успешно.

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Испробовав в деле Carrera 2S и 4S одну за другой, я оценил техническое великолепие 4S — хотя раньше я всегда предпочитал версии 2S. Каким-то образом 4S умудряется давать почти такое же ощущение, как заднеприводные машины на влажной или сухой гоночной трассе, однако преображается в практически раллийного полноприводного монстра, попав на действительно скользкую поверхность. Просто умопомрачительная универсальность. Единственное, что ее ограничивает, это дорожный просвет: в качестве спорткара у нее довольно низкая посадка, так что в слишком глубоком снеге вы застрянете. Как я выяснил чуть позже.

В завершение дня нам предстояла небольшая гонка на время. Один круг по секундомеру включал в себя два заезда по специальному 900-метровому треку, сочетающему широкий овал и несколько узких обледенелых дорожек с высокими стенами снега по бокам. Перед гонкой каждый проехал один ознакомительный круг, чтобы понять, в какую сторону движется трасса. Поскольку некоторые части были очень скользкие, примерно половина машин рано или поздно въехала в сугроб. Я застрял на первом тренировочном круге и был вынужден остановиться на втором, когда машина впереди меня совершила ту же ошибку. Не желая оконфузиться дважды, я держался подальше от цепких краев трека и в итоге показал на финише унизительно заурядное время. Второго шанса не было. Думаю, справедливо будет сказать, что зимнее вождение на износ однозначно сложнее, чем кажется. Но какой же это кайф!

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

Другими словами, эту зимнюю программу Центра вождения Porsche я готов смело и безоговорочно рекомендовать каждому. Да, 65 тысяч рублей — это недешево, но и получаете вы за эти деньги немало. Курс занимает у вас 5 часов, из которых 3,5 часа — непосредственного управления такими крутыми машинами, как 911 Carrera 4S и 2S. Я совершенно уверен, что организация этих мероприятий обходится Porsche больше, чем им за это платят в итоге. Вы познакомитесь с такими аспектами управления автомобилем, которые не получится без риска и опасности испробовать на дорогах общего пользования, — и при этом заодно испытаете в действии некоторые из лучших автомобилей в мире. Пожалуй, теперь суровая русская зима станет тем сезоном, которого я буду ждать с нетерпением!

Авто с Яном Коомансом: один день в Центре вождения Porsche, или За что я полюбил русскую зиму?

 

 

 

03 февраля 2017
Ян Кооманс для раздела Авто