Авто

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.

Человеку, выросшему в умеренном морском климате, суровые русские зимы кажутся воистину бесконечными. Хорошо хотя бы, что самое холодное время года дарит ряд уникальных возможностей, среди которых — Audi Winter Experience: езда по поверхности Ладожского озера под инструктажем русского ралли-гонщика Евгения Васина и специалистов его школы вождения.

В наши дни почти любой уважающий себя автомобильный бренд имеет собственную программу зимнего вождения в той или иной форме. Однако для большинства из них, похоже, это остается скорее маркетинговым ходом: участники получают теоретический экспресс-курс, основанный на самых базовых приемах, а потом — небольшую порцию вождения в условиях жесткого контроля. Audi же, будучи практически единоличным родоначальником полноприводной революции в лице системы quattro во времена раллийных гонок группы B, подходит к делу несколько иначе. Их сотрудничество со школой Васина вылилось в то, что вам предоставляют реальный курс вождения — включая неповторимое ощущение, когда сам Васин кричит на тебя по рации после запоротого поворота. Справедливости ради: он не менее щедр и на комплименты в случаях, когда у тебя получается успешно применить усвоенные на уроках знания на практике. Учитывая склонность учеников повторять одни и те же ошибки снова и снова, я бы сказал, что на самом деле у Евгения просто ангельское терпение: он ни разу не швырнул свою рацию никому из нас в голову.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

В этом году школа Васина учит ездить на автомобилях Audi Q7 3.0 TDI и A5 Sportback 2.0 TFSI. Обе модели, конечно же, на полном приводе quattro. Выбор крупного SUV-джипа для курсов вождения «на пределе» хоть, на первый взгляд, и странноват, но в действительности не лишен логики. Скажем, вылет с трассы в сугроб — нередкое явление. Дорожный просвет Q7 позволяет просто выехать обратно самостоятельно, а не застрять в ожидании тягача, что привело бы к постоянным проволочкам. Кроме того, это более чем подходящий тренировочный аппарат, ведь с ним жизнь медом не покажется. Учитывая размеры и вес Q7, а также упор на безопасную езду вместо зимних акробатических трюков, только безошибочная техника вождения позволит вам надеяться на быстрое и изящное прохождение поворота. Если вы справитесь с такой задачей на Q7, то после этого практически на любой другой машине быстрая езда по льду не вызовет сложностей. Попытки аккуратно скользить на крупном SUV очень похожи на фигурное катание в паре со слоном: весьма мудреная задача, а сам процесс смотрится довольно причудливо.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Когда солидная масса Q7 движется в заданном направлении, его уже не так-то просто изменить — особенно на стандартных дорожных шинах с крошечными металлическими шипами. Если не выдержать четко идеальный баланс усилий, приложенных к акселератору, тормозу и рулю перед входом в поворот, велики шансы пополнить запас пластиковых конусов под машиной. Главная сложность (неважно, едете ли вы быстро или медленно) заключается в том, чтобы преодолеть снос передней оси, когда передок стремится увеличить размах. Сами по себе передние шины дают лишь ограниченное сцепление с дорогой для изменения скорости и направления движения. Если заставить все четыре колеса работать в нужном направлении за счет контролируемого скольжения, скорость прохождения поворота можно значительно повысить. Один из необходимых для этого базовых навыков — перенос веса автомобиля на шины, от которых вам требуется максимальное сцепление (передние), и снятие веса с тех колес, которые вы хотите от дороги отлепить (задние). По моему опыту, практика требуется немалая, и хорошо, что на курсах Audi Winter вождению на льду отведены два полных дня.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Большинство из нас, конечно же, с нетерпением ожидали, когда нам доверят порулить куда более спортивными моделями Audi A5 Sportback, с шинами на по-настоящему крупных шипах. На замерзшем озере размер шипов имеет значение: чем они больше, тем больше в конечном счете и сцепления. А значит, больше скорости, больше радости, больше веселья. После целого дня упражнений на Q7 ощущения от A5 Sportback были как от раллийного автомобиля: он намного легче и быстрее, и его проще направить в желаемом направлении. Передняя часть машины наделена абсолютной властью и позволяет с легкостью выбирать нужный угол вхождения боком в повороты. Само собой, более качественные шины тоже сыграли немалую роль, но в любом случае уровень удовольствия подскочил как минимум раз в пятьдесят, когда мы пересели на A5.

Уроки, усвоенные за рулем Q7, элементарно удалось перенести на управление новой машиной, пусть она и значительно отличалась от первой. Трансмиссия quattro в A5 намного больше предрасположена к спортивной езде, но она все равно позволяла ехать очень-очень сильно боком, а щедрая доза газа выводила автомобиль обратно на прямую линию из, казалось бы, невозможных углов. При этом так же легко можно было выбрать чистую скорость и эффективно ехать с меньшим углом увода колес. Если траектория машины после входа в поворот вас не совсем устраивает, на A5 все равно остается приличный шанс скорректировать ее и посреди дрифта, что серьезно облегчает жизнь. Эта машина способна польстить непрофессиональным водителям вплоть до того, что ты начинаешь чувствовать себя почти супергероем в том, что касается езды по льду.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Да, показатель «100 километров в час» звучит не особенно впечатляюще, но на льду такая скорость ощущается как минимум в два раза более высокой, чем на стандартном сухом гоночном треке. Под конец второго дня мы переместились на самую длинную ледяную трассу с несколькими скоростными участками и поворотами, и именно здесь для меня все словно встало на свои места. Хотя очень медленные повороты мне по-прежнему давались с трудом, на более значительных скоростях танцы из угла в угол стали получаться уже на интуитивном уровне, а A5 проявила себя как очень податливый партнер на каждом этапе пути. Даже когда мне казалось, что я выжал в повороте максимально возможную скорость, автомобиль придавал мне достаточно уверенности, чтобы в следующий раз прибавить еще чуть-чуть. Только когда инструкторы при моем приближении стали отступать на два шага от ледяного трека, я решил, что еду достаточно быстро.

Если что-то слегка и мешало, так это система pre sense — «опережающая безопасность» — от Audi. Она очень полезна на обычной дороге, поскольку способна определить момент, когда вы теряете управление автомобилем и рискуете попасть в серьезную аварию. Система «готовится» к возможному столкновению: резко натягивает ремни безопасности, включает аварийную световую сигнализацию и выводит предупреждение на приборную панель. В моем случае большую часть времени pre sense в дело не вмешивалась, но при первых признаках легкого хулиганства, когда я швырял машину вбок очень сильно и очень быстро, система явно не страдала от переизбытка веры в мою способность самостоятельно все разрулить и впадала в панику. Но, по крайней мере, она не вставляла палки в колеса управлению автомобилем, так что ее можно было просто игнорировать и дрифтовать дальше, пока тугие ремни пытались выжать весь воздух из моих легких. Через 30 секунд система ослабляла хватку — видимо, набравшись смелости снова открыть глаза и заметить, что мы еще живы. Это одна из тех мелочей, которые улучшают обычные дорожные автомобили, но приводят к непреднамеренным последствиям, когда пытаешься отчебучить какую-нибудь глупость. Например, закосить под Колина Макрея.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Нам также повезло получить небольшой мастер-класс от самого Евгения Васина в Audi S5, обутой, по всей видимости, в настоящие раллийные шины с шипами правильного размера. Если выпустить профессионального раллийного гонщика, пусть даже уже в почтенном возрасте, на ледяную трассу за рулем 350-сильного полноприводного автомобиля, то результат может быть только один, и это было потрясающе. Сцепление с дорогой и скорость просто в голове не укладывались, даже на абсолютно стандартной Audi S5. Те, кто читал мою статью о ней, знают, что она показалась мне очень удобной машиной для ежедневных поездок по Москве, причем скорее предназначенной для комфортных скоростей, нежели жесткой и спортивной. Оказывается, рецепт превращения ее в абсолютного монстра очень прост: ледяной простор, комплект раллийных шин и очень-очень быстрый дедушка.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Под занавес мероприятия, разумеется, было предусмотрено небольшое дружественное соревнование. Правда, с точным замером времени. Нам представили крутую и техничную трассу, по которой нужно было провести A5 Sportback как можно быстрее. За касание каждого из многочисленных пластиковых конусов вдоль трека к твоему результату прибавлялось по две штрафных секунды. Всем участникам давали только одну попытку пройти круг на время, так что это был заезд без права на ошибку. Я постарался заранее выдвинуть свои отмазки автогонщика, отметив, что еду последним и что трасса будет для меня более скользкой, ведь после каждого заезда на поверхности остается чуть меньше цепкого снега и больше обнаженного ладожского льда. Моя теория, похоже, никого не впечатлила. В свой заезд я, возможно, недостаточно серьезно отнесся к двум самым крутым и медленным поворотам на маршруте, после чего, как и следовало ожидать, оставил слишком мало места между передним бампером скользящей машины и крайней точкой более резкого поворота. Для стоящего там конуса рабочий день выдался неудачный. Для меня же это означало плюс две секунды к неплохому в остальном времени прохождения круга. Конечно, можно было бы отпустить пару крепких выражений, но оказалось, что моя ошибка не сильно повлияла на итоги гонки. С лишними двумя секундами я таки оказался на втором месте, но даже без них мне бы все равно чуть-чуть не хватило до первого. Серебро можно считать скудным искуплением прошлого участия в гонке на время (в тот раз я забыл переключить рычаг коробки передач в режим Drive, прежде чем загорелся зеленый свет), и я постарался утешить себя тем, что лед все-таки в любом случае не настолько естественная для меня поверхность, как асфальт. Что еще тут поделаешь.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

Будучи автомобильным энтузиастом, нелегко передать словами, сколько кайфа принес мне этот курс зимнего вождения. Само собой, необходимость в крепко замерзшем озере подразумевала, что придется уехать далеко на север — в данном случае в Карелию неподалеку от финской границы. Нашей группе повезло попасть на заморозки, и, когда мы выдвигались в путь поутру, на приборной панели я видел цифру минус 25 градусов. Так что без теплой одежды было не обойтись. Размещение на прекрасной «Даче Винтера» тоже оказалось на высшем уровне — как и еда, которую нам подавали трижды в день, когда организм нуждался в дозаправке.

Автомобили Audi, в свою очередь, проявили себя крепкими как скала. Да, сегодня можно приобрести практически любую машину премиального сегмента с полным приводом. Но опыт по-прежнему имеет немаловажное значение, и Audi первыми задали эту традицию. С каждым поколением quattro демонстрирует нешуточный прогресс, оставаясь при этом надежной системой, которая работает чрезвычайно хорошо в любой ситуации. День за днем эти машины едут боком, колеса крутятся в два раза быстрее, чем движется автомобиль, — и никаких сигналов ошибки, никакого перегрева, а полный привод не отключается, сохраняя безмятежное спокойствие. Как верная собака хаски, A5 Sportback явно чувствовала себя абсолютно в своей тарелке на холодном скользком льду, в снегах. Сидя за рулем, я чувствовал, что ни на что не променял бы этот момент — и автомобиль, похоже, тоже едва ли предпочел бы заняться чем-то другим. При этом машина и выглядела просто прекрасно. Что касается процесса обучения, то Евгений Васин и его команда — истинные эксперты и отменные учителя. Если вы хотите повысить свой уровень контроля над автомобилем ради достижения безопасности вождения или освоения больших скоростей, курс Audi Winter останется с вами навсегда и к тому же подарит великолепные воспоминания. Рискуя показаться мазохистом, должен признаться, что жду не дождусь следующей зимы.

Авто с Яном Коомансом: минус 25 градусов, замерзшее озеро, легенда российского ралли и Audi quattro

 

 

 

03 апреля 2018
Ян Кооманс для раздела Авто