АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

 
Анастасия Зарипова
Все статьи автора
Анастасия Зарипова

— директор отдела красоты Posta-Magazine


Когда на парфюмерном Олимпе вспыхивает новая звезда, все неравнодушные к миру ароматов, затаив дыхание, ждут момента, когда можно будет одними из первых прикоснуться к прекрасному. Этой осенью зажглось сразу шесть новых звезд. И все от модного Дома MUGLER.

 
 
АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристо...

Уходящий год подарил

много неожиданных открытий в мире красоты. Одно из таких — авангардная и одновременно премиальная коллекция из шести ароматов MUGLER Les Exceptions.

Похоже, новые ароматы от Дома Mugler, над созданием которых трудились сразу два модных «носа» парфюмерии — Оливье Польж и Жан-Кристоф Эро, — готовы совершить настоящую революцию не только внутри Дома, но и во всем парфюмерном сообществе. Как признался в нашей беседе Жан-Кристоф Эро, именно такого взрыва от новой коллекции и ожидал сам Тьери Мюглер — человек-история, человек-бренд, модельер, фотограф, известный знатокам и поколению 80-х своими невероятными шоу, которые до сих пор смотрятся на одном дыхании с мурашками по коже, поражая масштабом действия, смелостью взглядов, новаторством в прочтении классических истин. В общем, все как сейчас очень любят люди, сопричастные моде и красоте.

Соединить несочетаемое, придумать новые ходы и задать авангардное звучание в коллекции ароматов Les Exceptions — Тьери Мюглер поставил очень непростую задачу перед своими любимыми парфюмерами. И они справились. О том, какой путь проходит мастер от момента задумки до создания композиции, о вдохновении и том, что этому предшествует, как парфюмеры тренируют свой нос и не мешают ли им нормальные человеческие эмоции во время работы — наша беседа с невероятно обаятельным, лучезарным, очень тонким человеком с прекрасным чувством юмора Жан-Кристофом Эро, одним из создателей Les Exceptions.

АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

Анастасия Зарипова: Начну с банального вопроса, простите! Я прочитала, что для создания новой линии нишевых ароматов Les Exceptions вы «усложнили структуру ольфактивных направлений». Как мы должны понимать это?

Жан-Кристоф Эро: Я бы не сказал, что мы их усложнили — мы пересмотрели их с новой стороны. В качестве источника вдохновения взяли самого Тьери Мюглера, который при создании чего-либо всегда черпал идеи из своего прошлого. Он брал за основу что-то из классики, трансформировал и превращал в нечто новое. И мы поступили так же. Я считаю, что, описывая коллекцию Les Exceptions, очень важное слово, которое надо запомнить, — это «метаморфоза». Оно ключевое во всем, что характеризует стиль MUGLER. Для аромата Chyprissime мы взяли классическую ноту шипра, сделав ее более четкой и красочной за счет неожиданной фруктовой ноты сочной груши. В результате родился новый шипр — будоражащий и футуристичный. Но я могу рассказать в целом, а могу — конкретно на каком-то аромате.

—  Тогда расскажите на примере аромата, который вам самому больше всех нравится.

—  Но вы же понимаете, они все мои дети! Я их создавал совместно со своим коллегой Оливье Польжем. Как я могу выбрать любимого из своих детей? Я люблю всех, но к каждому из них особое отношение и с каждым связаны особые воспоминания.

—  Облегчу вам задачу, мне, например, очень нравится кожаный аромат Cuir Impertinent.

—  Спасибо! У вас прекрасный вкус. Действительно, это очень интересный парфюм, представляющий традиционную группу ароматов — кожаную, а мы во Франции ее называем «Русская кожа». Истоки ее лежат еще во времени Наполеона Бонапарта, за которого я прошу прощения у России (Жан-Кристоф смеется, это, конечно, шутка. — Прим. автора). Тогда французские солдаты заметили, что русские смазывают кожу сапог березовым дегтем, который придает ей особый аромат, немного с дымком. Кожа и без того имеет этот оттенок, но деготь его усиливает. И когда парфюмеры той эпохи послушали его, каждый посчитал своим долгом создать такой аромат (он так и назывался «Русская кожа»), и впоследствии он превратился в отдельное ольфактивное направление.

Я взял традиционный аромат кожи с дымком, который современные парфюмеры, конечно, создают иначе, чем парфюмеры той эпохи. Но стиль MUGLER всегда предполагает какой-то сюрприз, неожиданность, изюминку. И я решил добавить в классическую структуру ноту бадьяна. И вот эта зеленая нота бадьяна стала яркой вспышкой на фоне мрачной дубленой кожи. Получилась превосходная игра контрастов, и кожа заиграла в этом ключе совершенно по-новому. И я должен сказать, что это сочетание кожаной структуры и бадьяна уникально. Никто раньше этого не делал. И есть у меня еще одна интересная история: параллельно с созданием аромата я был на показе коллекции MUGLER осень-зима 2015/16, которую создавал новый креативный директор Дома Давид Кома. С удивлениям я обнаружил, что параллельно с моей идеей нового аромата Давид Кама представил коллекцию преимущественно из кожи. И в каждом изделии можно было увидеть красивые металлические кольца — яркие вспышки на фоне темной кожи. Это поразительно, но мы все, работая в Доме MUGLER, оказывается, думаем и движемся в одном направлении.

АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

—  А если абстрагироваться от ароматов MUGLER: я читала, что вы увлекаетесь кухней. Скажите, еда вас вдохновляет на создание ароматов?

—  Да, конечно, я вообще черпаю вдохновение отовсюду — это может быть вкусная еда, напитки — чай, кофе, алкоголь, это могут быть произведения искусства, могут быть истории (самые интересные — личные), это эмоции, чувства, воспоминания — все что угодно. Вдохновение везде. Посмотрите вокруг — везде столько мелочей, которые дают стимул к созиданию.

—  Согласна, но, возвращаясь к еде, например, сочный мясной стейк, только со сковороды — он может дать толчок к созданию парфюмерной композиции?

—  У меня есть отличная история к вопросу о мясе. Самое сложное в работе парфюмера — объективно оценивать свои творения. Когда ты начинаешь думать о каком-то аромате, это сродни психоанализу. Вот именно после этих раздумий я внезапно обнаружил, что во многих ароматах использую ноты, которые для меня ассоциируются с чем-то из детства. И вдохновением часто бывает то, что готовила мама в моем детстве. Например, говядина, тушеная с морковью. Пока морковь тушится, она приобретает сладковатый привкус. Когда запахи мяса и моркови смешиваются — я слышу особую нотку, которую, как выяснилось, почти всегда использую в своих ароматах.

—  Раз уж заговорили об ароматах и ассоциациях: чем, скажем, пахнет для вас родительское тепло, любовь, доверие?

—  Это, конечно, очень непростой вопрос. Начну издалека. Искусство парфюмерии — оно ведь в том и состоит, чтобы рассказывать истории обычных людей: о чувствах, которые они испытывают, об эмоциях. Я, как парфюмер, имею в своем арсенале набор ингредиентов, к которым обращаюсь еще на этапе задумки аромата. Роза, пачули, бергамот — это для меня слова, которые я складываю в рассказы — они потом выражены в ароматах. Для многих любовь ассоциируется с розой. Но когда я рассказываю какую-то парфюмерную историю, не абстрактную, а конкретную, то я хочу вложить в аромат нечто особое, что-то от себя. Например, сейчас я работаю над композицией, где любовь для меня предстает в ноте губной помады. Потому что это связано с поцелуем. Но для другого аромата это будет что-то другое. У меня нет специальных ингредиентов, прочно связанных или, точнее, ассоциирующихся с любовью. Каждая композиция, каждая история любви обладает своей красотой.

—  Вы, как творческая личность, наверняка часто находитесь в вихре собственных эмоций и чувств. Когда они зашкаливают, не мешает ли это работе по созданию композиции?

—  Вся моя жизнь состоит из эмоций, но именно это делает ее восхитительной и чудесной. Да, конечно, иногда эмоции меня буквально захлестывают, но в такие моменты я говорю себе спасибо, что я такой эмоциональный, что имею возможность переживать такие чувства. И нет, работе это не мешает. Всегда можно глубоко вздохнуть, выдохнуть и... опять обрести вдохновение. Я в этом смысле очень легкий человек.

АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

—  Вы — «нос», парфюмер и постоянно находитесь в контакте с самыми разными ароматами. Догадываюсь, каково вам в толпе людей — столько вокруг запахов... Есть ли соблазн сказать симпатичной девушке, что ей не очень идет парфюм, который сегодня на ней? Или сдерживаете себя?

—  Здравый смысл сдерживает меня не говорить такие вещи, но иногда, вы правы, очень и очень хочется! Знакомым, конечно, я могу сказать: «Я вот такой парфюм ношу, мне кажется, для тебя он подойдет идеально», но незнакомым людям я, разумеется, не делаю такие замечания.

—  Какие ошибки чаще всего совершают женщины, нанося не «свой» аромат?

—  Во Франции есть замечательная фраза, которая в переводе на русский звучит примерно как «я чувствую себя хорошо, и я пахну хорошо». И мой совет прост: выбирайте аромат, который будет не только красиво звучать, но и в котором вы будете себя хорошо чувствовать. Главная ошибка многих женщин — аромат, который им не подходит. Перед покупкой примерьте его на себя. Не просто послушайте его на блоттере, а нанести на кожу и походите с ним, чтобы понять, насколько комфортно в нем.

—  А вот интересно — по запаху можно определить, какое настроение у собеседника?

—  Если мы допускаем, что у человека несколько ароматов, которые он меняет, то, да, конечно же, можно. Аромат, как одежда, отражает настроение, состояние души в тот момент, когда человек сделал выбор в пользу того или иного парфюма.

—  Вы можете сказать, в каком настроении сегодня я? И что мой аромат может рассказать обо мне?

—  Аромат — это же символ, метафора. С его помощью мы можем ближе и лучше узнать человека. Мне кажется, вы сегодня в чудесном настроении, все время улыбаетесь, и аромат у вас изысканный и утонченный, очень элегантный и составляет отличный баланс между силой и скромностью. Мне очень нравится.

АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

—  Спасибо! Мне очень приятно. Вы знаете, я читала, что некоторые парфюмеры считают, что духи нужны человеку для уверенности, они как костыли, которые не дадут споткнуться. А вы как думаете, для чего нужны людям ароматы?

—  Изначально у парфюма была совершенно определенная функция — скрывать неприятные запахи. Но в современном мире парфюм — это нечто большее, чем просто способ замаскировать неприятный запах. На мой взгляд, парфюм — это именно то, что помогает нам выражать свои эмоции. Ведь все мы живем в мире эмоций, и аромат — это послание о себе. Он помогает выражать то, что мы чувствуем, делиться нашим настроением с людьми своего окружения. Мне кажется, мир без парфюма невозможен, равно как мир без музыки. Потому что любой аромат — это всегда произведение искусства.

—  А кстати, о произведении искусства. Не было у вас мысли создать такой аромат, которого бы ни у кого не было, что-то из области арт-хаус?

—  Так я уже, в общем-то, это сделал. Парфюм, который сейчас на мне (я с самого начала интервью ломала голову, что же за аромат у Жан-Кристофа, он и впрямь очень интересный. — Прим. автора). В нем я смог выразить все, что хотел. Он очень мужской, пропитанный мужественностью, в нем есть утонченные ноты ветивера и серой амбры. На самом деле всего три ингредиента — про третий не скажу. Это исключительно мой парфюм и ношу его только я (Мне показалось, что в аромате, в котором в тот вечер был Жан-Кристоф, были еще озорные нотки цитруса. Впрочем, могу и ошибаться. — Прим. автора).

Конечно, это очень увлекательно — создавать парфюм для себя. Но это не совсем то, чем бы я хотел заниматься. Я бы хотел создавать ароматы для других, делиться своими эмоциями, знать, какие чувства может вызвать мой парфюм. Возвращаясь к связи парфюмерии с различными формами искусства: прошлой весной я создал аромат, вдохновившись поэзией Франсиса Понжа. Его стихи потом читали в Доме поэзии в Париже, а парфюмы, которые я разработал, были не для продажи, а для создания атмосферы. Я хочу сказать, что искусство может иметь разные формы и выражаться в чем угодно.

—  Быть парфюмером — это еще и путешествовать. Сегодня вы приехали в Москву и здесь очень холодно. Какие ароматы связаны с нашим городом?

—  Я только приехал, пока не успел проникнуться. Но сейчас я в полном восторге от террасы, на которой мы сидим, — отсюда открывается потрясающий вид. У нас очень приятная беседа. Пока мне все нравится, но особых ароматов москвичей не выделил. Вы все пахнете очень дорого, это я заметил.

АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

—  Как вы бережете свой чувствительный нос и свое обоняние, работая с таким количеством ингредиентов?

—  Я стараюсь не курить. Занимаюсь спортом. Но, конечно, бывают дни, когда я целый день работаю, все время с ароматами, и действительно очень устаю. Тогда я выхожу в парк и дышу, чтобы восстановиться.

—  Ваше сотрудничество с Домом MUGLER продолжится?

—  MUGLER — один из самых прекрасных брендов в парфюмерии. Это единственная марка, которая создала ольфактивное направление — гурманское. Хочу подчеркнуть, что это абсолютно исключительный случай в парфюмерии. Бренд создал свой стиль — уникальный и неповторимый.

Он отвергает простоту, не ищет легких путей — это бренд, который нацелен на смелость и на поиск чего-то нового, того, что еще никто не сделал. И для любого парфюмера — большая честь, огромное удовольствие и мечта работать с модным Домом MUGLER. Для меня эта мечта сбылась.

АромаШопинг: парфюмерная революция в Доме MUGLER. Жан-Кристоф Эро

Детали от Posta-Magazine
Ароматы доступны в магазинах «Иль де Ботэ»

 

 

 

Анастасия Зарипова для раздела «Красотa», опубликовано: 23 декабря 2016

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Grand Prix d’Horlogerie de Genève 2017: в Женеве вручены премии ежегодного часового «Оскара»
КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: эксклюзивное интервью с Климом Шипенко
Ар-деко как в кино: «Убийство в Восточном экспрессе» и другие фильмы, вдохновляющие интерьерных дизайнеров
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera Sport Turismo
#PostaBeautyClub: Фитнес-гуру Ирина Кутьина тестирует детокс-программу Clinique La Prairie в Швейцарии
Кино недели: «Субурбикон» Джорджа Клуни

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.