Красотa

Beauty Business: интервью с создателями французского бренда нишевой парфюмерии Diptyque

Представьте себе яблоневый сад, разбитый неподалеку от берега океана… Раннее утро, йодистый аромат воды смешивается с едва уловимыми нотами цветущих деревьев, а из соседней бакалейной лавки доносятся запахи свежесваренного кофе.

О том, как превратить композицию,

сложенную из воспоминаний о детстве, в новый аромат, мы поговорили с креативным директором марки Diptyque Мариам Бадо и парфюмером Фабрисом Пеллеграном.

На днях они прибыли в Москву, чтобы презентовать здесь свой новый парфюм — Florabellio, на создание которого творческий тандем вдохновили основатели Diptyque, Кристиан Гатро и Ив Куслан. Этот аромат — совершенно особый в линейке бренда: Мариам начала над ним работу еще в 2006 году, а Фабрис — и того ранее. На протяжении долгих лет они искали формулу, которая позволила бы передать всю эту гармонию запахов, рождаюших воспоминания о лете, беззаботной юности, каникулах на океане, когда Бадо попался на глаза альбом фотографий Тьерри Вайхенбах, который вызывал точно такие же ассоциации. Пожалуй, именно эта книга и стала отправной точкой — точкой, с которой началась история Florabellio, рассказанная талантливой командой, попытавшейся «уложить» огромный пласт воспоминаний в небольшой изящный флакон, который, как и снимки Вайхенбах, наполнен воздухом и светом.

Фабрис Пеллегран и Мариам Бадо

«Ив и Кристиан проработали в компании с 1961 года. Уходя на пенсию, они подарили нам два флакона, — рассказывает Мариам, — в которых были заключены их ассоциации с юностью, детством. Во флакончике Ива была история о том, как, будучи подростком, он вместе с родителями пересек Атлантический океан. На одном из побережий Ив заметил дам, курящих табак, и смесь ароматов моря, йода с сигаретным запахом так поразила его, что запомнилась на всю жизнь. Флакон Кристиан рассказывал совсем другую историю. В ней было больше чувств, нежели воспоминаний. Эпизоды из детства, когда она жила с родителями в небольшой деревушке в Нормандии, ощущение морских брызг на лице, ноты свежих яблок, которые ранней осенью сушили в подвалах, запах кофе из соседней бакалейной лавки…»

Креативный директор Dipyque Мариам Бадо

Рассказ подхватывает Фабрис, в задачу которого входило не только придумать, как соединить эти разные, не похожие друг на друга ароматы, но и найти ингредиенты, способные «дословно» передать их, не искажая сути: «Отличительной чертой Florabellio является активный аккорд цветков яблони. Изначально мы использовали яблоневые деревья, произрастающие в моем собственном саду. Воспроизвести аромат яблоневого цвета невозможно, поэтому мы попытались воссоздать его при помощи других нот. Отличительная черта яблоневого цвета в том, что в нем не слышны фруктовые ноты, но при этом он обладает очень ярким, свежим, хрустящим ароматом. Другой активный аккорд парфюма — запах моря, океана, чуть йодистый, бодрящий. К нему мы добавили нотки кофе, который к тому же является оксидантом. К этой композиции мы добавили цветки османтуса, который также называют „душистой оливой“, фенхель и кунжут».

Парфюмер Фабрис Пеллегран

Вы рассказали потрясающе красивую предысторию, вдохновленную юношескими воспоминаниями основателей марки. А привнесли ли вы в аромат что-то личное, интимное? Какие-то свои чувства, ассоциации?

Мариам: Можно сказать, что да, поскольку из тех нот, что были задуманы вначале, какие-то звучали ближе для Фабриса, какие-то — для меня. Узнаваемые ароматы включают особые механизмы памяти, пробуждая приятные моменты, какие-то яркие эпизоды.

Разрабатывая аромат, представляли ли вы себе какой-то конкретный женский образ, с которым у вас ассоциировался бы этот парфюм? Какие качества преобладают в «женщине Florabellio»?

Мариам: Если говорить обо мне, то скорее нет, поскольку в основу все-таки легли воспоминания Кристиан, нежели мои собственные. Зато сама Кристиан стала одним из источников вдохновения: несколько лет назад она показала фотографию, сделанную в том самом яблоневом саду, где прошло ее детство. На снимке она стоял спиной на фоне яблоневых деревьев, дикого плюща, огорода… В этом фото было столько свободы!

Фабрис: Что касается меня, я никогда не разрабатываю ароматы, представляя себе определенный женский образ. Передо мной стояла конкретная задача — придать воспоминаниям форму парфюма, и я стремился максимально точно ее реализовать.

Существует теория о том, что ароматы обладают терапевтическим эффектом. Верите ли вы в это и какие чувства, эмоции, как вам кажется, способен пробуждать аромат Florabellio?

Фабрис: Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести детальный анализ эфирных масел и натуральных ингредиентов, использовавшихся при создании композиции. Я не настолько хорошо разбираюсь в их терапевтическом эффекте, но мне кажется, что Florabellio — очень легкий, свежий аромат, пробуждающий энергию, хорошее настроение, желание жить и наслаждаться каждой минутой. Лично я, когда его слушаю, всегда начинаю улыбаться (и действительно, до этого хмурый и усталый Фабрис начинает лучезарно улыбаться).

Известно, что Diptyque — один из немногих брендов, продолжающих работать исключительно с натуральными ингредиентами и использующий старинные рецептуры. В чем сложность работы с природными компонентами и в чем — особое удовольствие?

Мариам: Основная сложность, наверное, в том, что натуральные компоненты постоянно меняют свои химические свойства — тот же османтус через час после того, как был сорван, начинает пахнуть совершенно иначе, чем на дереве. Важно поймать «тот самый» момент, успеть его уловить. А главное удовольствие и, если хотите, чудо заключается в том, как по-разному ощущается аромат, созданный из природных масел и ингредиентов, на каждом человеке. Парфюмерия, произведенная на основе синтетических компонентов, и во флаконе, и на теле человека всегда пахнет одинаково, а вот «естественные» ароматы каждый раз звучат индивидуально, по-новому.

Фабрис: Я хотел бы добавить лишь то, что за каждым натуральным ингредиентом, каждым эфирным маслом стоит живой человек, его история. Мы представляем себе людей, которые работают в поле, взращивают эти растения, общаются с ними, налаживают определенный контакт. Ведь у одного садовника розы цветут пышным цветом, а у другого — ничего не выходит. Судьба каждого, кто принимает участие в производстве компонентов, в конечном счете складывается в легенду аромата и образует его душу.

Эксперты говорят о коммерциализации и некоторой «банализации» парфюмерного рынка. Однако существуют бренды, подобные вашему, доказывающие обратное. Насколько трудно на сегодняшний день конкурировать с парфюмерными гигантами, ориентированными на более широкую, массовую аудиторию?

Мариам: Мы выстраиваем нашу политику таким образом, чтобы не идти на поводу у трендов, а — условно — создавать собственные. Мы не работаем по принципу: о’кей, сегодня в моде белые цветы, нам непременно нужно создать аромат с подобным «белым» букетом. Для нас разработка каждого нового парфюма — творческий процесс, который рождается из споров, обсуждений, обмена мнениями. Кроме того, мы предоставляем парфюмерам полную свободу самовыражения: если поиск нужной композиции занимает не один год — что ж, мы готовы ждать столько, сколько необходимо.

Фабрис: Отчасти парфюмерия напоминает модную индустрию. Есть те, кто создают ультрамодные вещи на сезон, и те, кто разрабатывает стиль, актуальный во все времена. И да, я согласен с Мариам: мы не следуем трендам, а создаем их (улыбается).

Существует ли какая-то логика, хронология выхода новых ароматов?

Мариам: Нет, совершенно! Мы стремимся уйти от рутины и не исповедуем принципов, что, скажем, раз в год необходимо выпускать новый аромат. Сначала появляется идея, источник вдохновения. Затем стартуют поиски формулы, напоминающие изыскания алхимиков. Иногда парфюм рождается очень легко и быстро, в другие моменты на это могут уйти месяцы, даже годы. Бывает, что полуготовая композиция пылится на полке несколько лет, прежде чем какой-то дополнительный импульс — знакомство, впечатление, поездка — рождает мысль: вот оно! Так было и с Florabellio — мы очень долго пытались понять, как осуществить задуманное, но именно фотографии Тьерри Вайхенбах помогли завершить работу над ароматом.

Фабрис: Я благодарен Мариам за то, что она дает мне полную свободу в работе над композицией. Время стоит дорого, но Diptyque предоставляет его ровно столько, сколько необходимо творцу, благодаря чему рождаются по-настоящему уникальные, «живые» ароматы.

Новый аромат — с нотками Атлантического океана, юга, прибрежных деревень. А успели ли вы прочувствовать, чем пахнет наш город — Москва?

Фабрис: (смеется) Отличный вопрос! Честно говоря, мы прилетели только вчера вечером, а утром сразу же отправились на презентацию, так что толком разобраться не успели. Но обещаю принюхаться!

Тогда, пожалуй, последний вопрос. Какие ароматы в линейке Diptyque — ваши самые любимые?

Мариам: Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку каждый аромат для меня — как собственное детище, это плод большой любви и тех усилий, которые мы вкладываем, начиная работу над новым проектом. Для меня все они прекрасны (улыбается)!

Фабрис: Да, высказывать преференции собственным ароматам всегда сложно, и, если честно, лично я предпочитаю парфюмерию, разработанную кем-то другим, не мной самим. Но если нужно назвать только один аромат, то, пожалуй, это будет Eau Duelle, туалетная вода-унисекс с пряными нотками специй, черного чая и ванили.

Детали от Posta-Magazine:
Аромат Florabellio от Diptyque поступит в продажу в мае 2015 года

 

 

 

27 марта 2015
Арина Яковлева для раздела Красотa